Вера Дашкевич, Sputnik
Киотский протокол — международный документ, призванный сократить выбросы парниковых газов, вступил в силу 16 февраля 2005 года. Он был принят в японском Киото еще декабре 1997 года и стал дополнением к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Главная идея — мотивировать развитые страны и страны с переходной экономикой сократить вредные выбросы в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов на 5% к 2012 году по сравнению с 1990 годом.
Год — с марта 1998 по март 1999 года — протокол был открыт к подписанию. За этот период к нему присоединились около 160 государств. Суммарно они покрывали более половины всех мировых выбросов. Но в силу протокол вступил лишь 16 февраля 2005 года после ратификации его в парламентах всех стран-участниц.
Преимущества для участников и потерянный миллиард для Беларуси
Киотский протокол предусматривал два механизма, позволяющие странам-участникам извлекать финансовую выгоду от участия в этом экологическом проекте. Во-первых, документ предусматривал совместные проекты по снижению выбросов в атмосферу для развитых стран и стран с переходной экономикой. Речь шла о том, что участники проекта могли в последующем "делить" между собой полученный эффект. Один из участников в результате получал инвестиции, второй дополнительные возможности для наращивания производства.
Во-вторых, документ предусматривал торговлю квотами — разрешениями на выбросы. Страна, которая не успевала израсходовать свою квоту полностью, могла продать излишки другой нуждающейся в этом стране. Беларусь слишком поздно оценила плюсы этого механизма. Указ президента о присоединении к Киотскому протоколу был подписан летом 2005, когда имелись договоренности о продаже Японии белорусских излишков. Речь шла о контракте на миллиард долларов. Но процедура присоединения к протоколу предусматривала, что поправку о появлении нового участника должны одобрить парламенты всех 159 стран. К завершению действия протокола в 2012 году ратифицировать белорусскую поправку успели немногим более 20 стран. Япония белорусскую квоту так и не дождалась, приобрела необходимые разрешения на выбросы у Украины.
Киото-2. И снова Беларусь вне игры
Первоначально действие Киотского протокола было предусмотрено до 2012 года. Но в 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане (ЮАР) достигнута договоренность о продлении его действия до принятия нового соглашения. Однако в 2012 году в Дохе в протокол были внесены ряд поправок, которые сделали его абсолютно не привлекательным для Беларуси. Во-первых, изменился порядок определения квот.
"Если в первом периоду страна добровольно объявляла — мы хотим столько снизить или столько по отношению к 1990 году, то во втором периоде это уже не так", — заявила Sputnik координатор общества "Зеленая сеть" Анастасия Бекиш.
По словам эксперта, Беларусь принуждают брать обязательства "чуть ли не в три раза больше, чем мы собирались это сделать". Переговоры пока ни к чему не привели, потому Беларусь до сих пор так и не ратифицировала Дохийские поправки.
Рассчитывать на участие в совместных проектах, согласно новым поправкам, тоже не приходиться. Как объяснила Анастасия Бекиш, "введено хитрое правило: во втором периоде могут работать только те проекты, которые прошли все механизмы утверждения и проверки до 2012 года, в рамках первого периода". Но в первом периоде, напоминает эксперт, Беларусь находилась вне протокола и не могла участвовать ни в каких проектах.
Таким образом, Киотский протокол в его нынешнем виде потерял для Беларуси всякую привлекательность. Снижать выбросы вредных веществ в атмосферу в любом случае надо, подчеркивают эксперты "Зеленой сети", а уж в рамках Киотского протокола или нет — это значения не имеет.