Как работает BelToll — ни одного проигранного дела в суде

Пункт оплаты за проезд BelToll
Пункт оплаты за проезд BelToll - Sputnik Беларусь
Подписаться на
НовостиTelegram
BelToll за время своей работы выставил штрафные выплаты тысячам нарушителей. Только 70 несогласных со штрафами обратились в суды и ни одного не выиграли. Надо привыкнуть жить с системой электронного сбора платы за проезд, считают в компании-операторе.

Виталий Чуясов, Sputnik

Электронная система сбора платы за проезд BelToll  работает в Беларуси с 1 августа 2013 года. Сейчас ее пользователями являются владельцы свыше 200 тысяч транспортных средств.

Перевозчики не вышли на акцию протеста
Для проезда по платным участкам белорусских дорог они должны установить в своих машинах специальное устройство электронной оплаты, или проще — бортовое устройство, и внести предоплату.

BelToll списывает деньги автоматически при прохождении автомобилями под рамками, установленными над дорожным полотном. В случае попытки проехать по платной дороге без бортового устройства или недостаточного количестве средств на счету, система передает данные на нарушителя в транспортную инспекцию министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, которая взыскивает оплату в принудительном режиме и в увеличенном размере. Последнее обстоятельство вызывает недовольство определенного числа пользователей платными дорогами.

Об особенностях работы системы Sputnik рассказал менеджер по связям с общественностью компании-оператора BelToll ИООО "Капш Телематик Сервисиз" Сергей Бурый.

О правиле "четырех глаз"

Представитель компании-оператора подчеркнул, что задача BelToll — беспристрастная регистрация происшествий в автоматическом режиме. При этом в системе действует правило "четырех глаз": если нет полной уверенности в достоверности полученных данных, то информация отправляется на валидацию в центр ручной проверки происшествий.

Ее проводят два оператора в ситуациях, когда, например, регистрационный знак не читается в силу погодных условий и невозможно идентифицировать транспортное средство. "После проверки происшествие либо становится нарушением, и данные передаются в транспортную инспекцию, либо не становится", — пояснил специалист.

Представитель BelToll отметил, что в настройках системы есть несколько дублирующих функций, которые помогают избежать технических сбоев при считывании информации о проезде платных участков дорог. Вся информация фиксируется и стекается в центры обработки данных, один из которых резервный. Есть также резервы по энергоснабжению и каналам связи.

О злостных жалобщиках

По оценкам Бурого, с момента запуска системы в коммерческую эксплуатацию число нарушений уменьшилось в десятки раз. "А те, кто был с самого начала принципиально против системы, таковыми и остались", — констатирует эксперт.

На встречах с пользователями системы представители BelToll  не пытаются обсуждать, справедливо ли взимание платы за проезд как таковое. "Мы всегда учим наших пользователей, как правильно с этой системой жить. А то, что с ней придется жить дальше, — это безусловный факт", — пояснил маркетолог.

Говоря о гражданах, отстаивающих в прессе идею амнистии по нарушениям правил проезда по платным дорогам, Бурый обратил внимание на исключительность этой категории пользователей. В качестве примеров он привел истории двух недовольных клиентов. Один из них из-за собственной неаккуратности и нарушений правил пользования системой накопил 31 нарушение на сумму 6,7 тысяч евро на начальном этапе пользования BelToll. Он погасил начисленные платежи в увеличенном размере еще осенью 2013 года, и с тех пор ездит без нарушений. Однако продолжает жаловаться на несправедливое к себе отношение.

Другой владелец транспортной компании с парком в 50 автомобилей не согласен с объективностью BelToll, при этом исправно оплачивает проезд своих грузовиков по чешским платным дорогам, где установлена аналогичная система.

"Если освободить эту категории пользователей от оплат в увеличенном размере, то это будет несправедливо по отношению к тем, кто все это время аккуратно и добросовестно, без нарушений, за проезд все заплатил", — считает Бурый. По данным BelToll, в суды за все время обратились 70 несогласных пользователей из числа тысяч нарушителей, и "ни одного суда пока ими не выиграно".

О том, как избежать недоразумения

Если бортовое устройство подает любое количество сигналов более одного, BelToll не рекомендует продолжать движение по платной дороге. "Пользователю нужно позвонить на инфолинию и выполнять инструкции оператора", — советует Бурый.

Звонок будет зарегистрирован, и в отношении транспортного средства при движении к пункту обслуживания для исправления ситуации созданное происшествие в дальнейшем не будет квалифицироваться как нарушение. Чаще всего происшествия связаны с недостаточным балансом на счету клиента и с неправильной установкой бортового устройства, но, как отметил, Бурый, "случается всякое".

Указатель, информирующий о въезде на платную автодорогу, архивное фото - Sputnik Беларусь
Платных дорог в Беларуси станет больше
Специфика белорусской системы автоматического взимания платы за проезд — необходимость устанавливать бортовые устройства электронной оплаты на иностранные автомобили общей массой менее 3,5 тонн (за исключением зарегистрированных в Таможенном союзе, — Sputnik).

"Для них это не привычно, с ними есть определенные проблемы в плане коммуникации", — признал представитель BelToll, сделав оговорку, что такие пользователи составляют от семи до девяти процентов всех клиентов системы, и с ними ведется работа по дополнительному информированию.

В 2015 году существующую сеть 1,2 тысячи километров платных автострад предполагается увеличить еще на 300 километров.

Лента новостей
0