Виталий Чуясов, Sputnik
Все экономические прогнозы на 2015 год, когда в стране должны пройти президентские выборы, являются важными, однако прогноз роста цен имеет особое значение в силу своей политические значимости.
Консервативная оценка Белстата
По итогам 9 месяцев текущего года можно констатировать, что планы по обузданию инфляционных процессов в этом году реализовать не удастся.
Год назад правительство прогнозировало на 2014 год инфляцию в пределах 11%, позже планка была повышена до 14,5%. Но уже сентябрь дал 13,4%, а Белстат при расчете дефлятора ВВП использует 16,9%, что, видимо, можно считать консервативным прогнозом по году в целом.
Рост цен не позволяет снизить ставки по депозитам, что, в свою очередь, препятствует снижению стоимости кредитов и тормозит развитие большинства белорусских предприятий. Они в своей массе не имеют доступа к внешним кредитным ресурсам, работают в условиях слабой развитости биржевых механизмов привлечения финансирования и ограниченности возможностей бюджета по оказанию государственной поддержки.
Жесткое требование кредиторов
После кризиса 2011 года Беларусь придерживается бюджетной политики, в основе которой — сокращение государственных расходов для достижения макроэкономической стабильности. Это одно из требований внешних кредиторов, в частности Антикризисного фонда ЕврАзЭС, выделившего Беларуси 3-миллиардный долларовый кредит.
Сниженные госрасходы сжимают внутренний спрос и, таким образом, притормаживают инфляционные процессы. Именно этот принцип лег в основу бюджетной политики последних лет, когда Минфину практически удавалось сбалансировать доходы и расходы.
Например, на 2014-й год утвержден бездефицитный бюджет, но по итогам 3-х первых кварталов бюджет был исполнен с профицитом 1,3 трлн рублей, как объяснило министерство финансов в своем аналитическом отчете, "в основном, за счет сдерживания непервоочередных расходов".
Сбалансированный бюджет
В этом смысле дискуссия вокруг того, каким будет бюджет — дефицитным или профицитным — не играет большой роли. Тем более в белорусских реалиях, когда в закон о бюджете в любой момент можно внести поправки указом президента. Чего не скажешь о ценах…
Кстати, именно нерешенность проблемы инфляции является одной из причин, по которой белорусскому Минфину никак не удается перейти от годового к трехлетнему циклу бюджетного планирования.