Виталий Чуясов, Sputnik
В стране будет разработана госпрограмма по понуждению к труду официально нетрудоустроенных граждан. Столь неординарный и, на первый взгляд, политически проигрышный шаг укладывается в стратегию разворота белорусской налоговой системы в сторону увеличения налоговой нагрузки на физических лиц (дальнейшее повышение налогов с предприятий может привести к потере конкурентоспособности белорусской экономики в ЕЭП). В рамках этой политики в 2013 году был введен новый автомобильный налог, основным плательщиком которого стали автолюбители. Всерьез обсуждался налог с зарубежных покупок для граждан.
Теперь белорусские власти ищут дополнительные ресурсы для пополнения бюджета в условиях снижения налоговых поступлений от внешнеэкономической деятельности и уменьшения прибыльности белорусских компаний. Официально неработающие в этом плане представляют прекрасный незадействованный ресурс.
"Соблазнительная" для бюджета арифметика
По статистике, на конец 2013 года в Беларуси насчитывалось 5,9 млн человек трудоспособного возраста. За вычетом инвалидов, экономически активное население должно составлять порядка 5,5 млн человек. Однако официально трудоустроено только 4,5 млн, причем 400 тысяч из них — это пенсионеры.
Это очень простая и "соблазнительная" для бюджета арифметика. Особенно с учетом того, что в Беларуси сравнительно низкие показатели доли поступлений от подоходного налога в казну — порядка 15% всех доходов, или в разы ниже, чем в экономиках капиталистических государств. Причем нынешний уровень был достигнут во многом благодаря политике опережающего роста доходов населения в 2001-2012 годах.
Последствия "карательных" санкций
Моральное осуждение иждивенчества — это хорошо, но давайте рассмотрим реальные возможности белорусского государства по превращению официально незарегистрированных в качестве работающих белорусов в прилежных налогоплательщиков.
Проблема №1, с которой мы столкнемся при разворачивании кампании против тунеядства, — это кризис системы поддержки безработных. В Беларуси одни из самых низких страховых выплат по безработице — от 150 до 300 тысяч рублей (15-30 долларов — Sputnik) в течение полугода, да и то при условии, что безработный несколько дней в месяц участвует в общественных работах. Это, как правило, низкооплачиваемый, неквалифицированный, тяжелый и непрестижный труд. Поэтому многие безработные граждане не регистрируются в органах по занятости, и официальная безработица в стране держится на уровне 0,5% — всего порядка 25 тысяч человек.
Их нужно будет обеспечить даже небольшими пособиями и оплачиваемыми общественными работами. При этом свободных вакансий на всех не хватит: в базе данных Минтруда их на середину этого года было всего порядка 50 тысяч предложений. Они неравномерно распределены по регионам, а жилье для иногородних работников могут предоставить лишь сельскохозяйственные и некоторые строительные организации — порядка 5% работодателей. Как справедливо заметил на спецсовещании по вопросу развития рынка труда президент Александр Лукашенко:
"у нас нет эффективного механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы, слабое влияние на распределение производительных сил. Ведь основное количество вакансий сосредоточено в крупных городах. Именно туда идет отток трудоспособного населения из сел".
С точки зрения экономики, тунеядцы — это безработные. Готова ли белорусская экономика создать если не 1,4 млн новых рабочих мест, то хотя бы несколько сот тысяч? В середине 2014 года порядка 100 тысяч человек работали в режиме вынужденной неполной занятости. И это происходило на уже готовых рабочих местах, т.е. которые не нужно было создавать с нуля. А создание одного рабочего места — даже для неквалифицированного труда — требует значительных капитальных затрат на инфраструктуру и оборотный капитал.
Источник этих вложений сейчас в Беларуси не просматривается. Даже сельское хозяйство, которое постоянно испытывает дефицит рабочей силы, после дорогостоящих программ модернизации и автоматизации все меньше нуждается в кадрах. Один мощный энергонасыщенный трактор заменяет 2-3 обычных "82-ки", т.е. на наших глазах происходит резкое, в разы, уменьшения числа работников, задействованных в производстве продуктов питания. Аналогичные процессы идут и в других отраслях.
Сильный толчок для развития коррупции
Вторая проблема — это применение карательного механизма в отношении граждан, не желающих платить налоги. Если речь идет о наборе запретительных мер по типу тех, которые применяются в отношении должников (например, отказ в выезде из страны), то он будет не очень эффективен в силу открытой с Россией границы.
Если запреты будут распространяться на получение государственных услуг, то это может привести к еще более тяжелым последствиям: кроме развития теневой экономики возникнет спрос на теневые услуги в госсекторе, т.е. будет дан сильный толчок для развития коррупции.
Если речь будет идти о взимании налогов в виде штрафа, то к этому не готова наша система исполнения наказаний, которая и так загружена исполнением судебных решений и которая просто задохнется в потоке сотен тысяч дел по злостным неплательщикам налогов. И потом — с каких средств взимать эти штрафы, если у человека нет официального источника дохода, а имущество переписано на родственников?
Организация трудовых лагерей строго режима?.. Будем надеяться, что до этого наработанного в СССР опыта борьбы с нежелательным элементом в современной Беларуси дело не дойдет.
Пока же дождемся пакета предложений правительства, который должен быть обнародован до конца 2014 года.