Виталий Чуясов, Sputnik
Поправки внесены непосредственно в Правила дорожного движения образца 2005-го года, изменятся также порядок принудительной отбуксировки автомобилей и разрешительная система допуска машин к продаже на рынках Беларуси, Казахстана и России.
Новое для водителей
Из наиболее существенных изменений белорусских ПДД – обязательное использование зимних шин с 1 декабря по 1 марта, а также перевозка детей до 12 лет на личных автомобилях только при наличии дополнительных специальных детских кресел.
Зимними признаются шины с эмблемой с изображением горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри либо промаркированные буквенными обозначениям "М+S", "M&S", "M.S", "M S", "All seasons" с высотой протектора не менее 4 мм. За невыполнение новых требований предусмотрено предупреждение или штраф в размере до одной базовой величины (в настоящее время — 150 тысяч рублей).
Несколько смягчились правила обгона тихоходных транспортных средств и требования проезда нерегулируемых пешеходных переходов.
Белорусские правила дорожного движения по-прежнему запрещают участвовать в дорожном движении автомобилям с затонированными вне заводских условий стеклами, при этом с 1 января 2015 года на территории Таможенного союза вводится единый технический регламент, который не ограничивает применение тонировки для боковых стекол.
Исчерпывающий перечень поправок в ПДД содержится в президентском указе № 483 от 13 октября 2014 года, основные положения которого вступят в силу с 13 января следующего года.
Новое для потерявших свое авто
Правительство постановлением №986 от 17 октября 2014 года обновило и дополнило правила принудительной отбуксировки автомобилей.
Принципиальное нововведение – эвакуация автомобилей без размещения на штрафстоянке. Определены органы и должностные лица, которые вправе принимать такие решения. До начала принудительной буксировки ответственные лица должны попытаться связаться с собственником автомашины. Кроме того, введена норма о наличии двух понятых, которые подписывают акт осмотра автомобиля на предмет наличия дефектов и повреждений накануне процесса отбуксировки, с указанием места и времени эвакуации. Затем один из экземпляров этого документа прикрепляется к лобовому стеклу машины и ждет хозяина. Все процедуры для автолюбителя бесплатны.
Собственники эвакуированных на штрафстоянку машин получили к ним круглосуточный доступ. Авто будут возвращаться нарушителям охранниками штрафстоянки по первому требованию после предъявления техпаспорта и водительского удостоверения (ранее решение о возврате принимал сотрудник ГАИ). Урегулированы некоторые моменты, связанные с фиксацией повреждений автомобиля в процессе буксировки и нахождения на штрафстоянке. Полный текст обновленной инструкции по принудительной отбуксировке можно прочесть на Национальном правовом портале.
Новое для автодилеров и ввозящих авто для личного потребления
С 1 января 2015 года на территории Беларуси, Казахстана и России начнет действовать единый Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", который вводит нормы допуска автомобилей на рынок ЕЭП (за исключением машин для спортивных соревнований, со скоростью менее 25 км/ч и раритетных машин старше 30 лет).
Зарубежные производители автомобилей должны будут назначить в каждом государстве-члене Таможенного союза своих представителей, которые будут отвечать за соответствие продукции требованиям безопасности. Эти представители, в свою очередь, будут обращаться в специальные аккредитованные лаборатории, чтобы получить одобрение типа транспортного средства для выпуска на общий рынок ТС.
Регламент также обязывает граждан, ввозящих автомобили на территорию Таможенного союза для личного пользования, получать на них свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Эти свидетельства будут выдаваться специальными аккредитованными лабораториями после осмотра, экспертизы, необходимых испытаний и измерений. В случае если к моменту ввозу автомобиля его зарубежный производитель или представитель внутри ТС уже получил одобрения на данный тип транспортного средства, свидетельство о безопасности будет выдаваться на основании этого документа. Список аккредитованных лабораторий можно найти на официальном сайте Евразийской экономической комиссии.
В прошлом году в Беларусь было импортировано около 74 тысяч автомобилей, более половины которых ввезли граждане для личных нужд. Сейчас только три белорусские лаборатории аккредитованы на сертификацию автомобилей, и их возможностей будет явно недостаточно для удовлетворения всех заявок граждан.
При этом большинство автомобилей, бывших в употреблении за рубежом и ввозимых после 1 января 2015 года на территорию ТС, не сможет получить свидетельство о безопасности из-за требований техрегламента о наличии в авто русскоязычного интерфейса, включая приборную панель. С документом можно ознакомиться в архиве официального сайта ЕЭК.
Комиссия установила переходный период до 1 июля 2016 года для вступления нового техрегламента в силу. До этого момента будут действовать национальные сертификаты соответствия безопасности, которыми располагают автодилеры трех входящих в Таможенный союз стран. Этот подтолкнет граждан, до сих пор самостоятельно ввозивших из-за рубежа новые автомобили, обращаться к официальным местным представителям зарубежных автокомпаний, чтобы облегчить прохождение процедур сертификации машин.