МИНСК, 28 окт — Sputnik. Королева Испании Летиция и президент Австрии Хайнц Фишер открыли в понедельник вечером в Музее истории искусств в Вене масштабную выставку Диего Веласкеса, которую музей считает своим крупнейшим выставочным проектом за десятилетия, сообщает РИА Новости.
Выставка включает 46 значительных полотен, представляющих весь творческий путь великого испанского художника и различные жанры, в которых он работал.
Опираясь на шесть известных портретов членов испанской ветви Габсбургов, принадлежащих венскому Музею истории искусств (Kunsthistorisches Museum, KHM), и на многолетнее партнерство с мадридским музеем "Прадо", владеющим большинством работ Веласкеса, кураторам удалось привлечь произведения Веласкеса также из музеев и частных коллекций Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Венгрии и других стран, создав уникальную панораму его работ.
"Эта выставка является кульминацией выставочных проектов Музея истории искусств — настолько, что ее уже назвали выставкой столетия", — заявила в понедельник на пресс-конференции генеральный директор KHM Сабине Хааг. Она с гордостью добавила, что это первая выставка Веласкеса в немецкоязычном пространстве.
Венский музей, сформированный из коллекций императорского дома Габсбургов, унаследовал шесть "династических портретов" кисти Веласкеса (1599-1660), которые испанские Габсбурги отправляли в дар своим дальним родственникам, преимущественно с целью установления династических браков. На выставке они дополнены и религиозной живописью Веласкеса, и мифологической, и жанровой, и пейзажами.
"Благодаря сотрудничеству с "Прадо", у нас появилась особая возможность показать Веласкеса сверх династических портретов — от его ранних опытов в Севилье до поздних романтических произведений", — сказала на пресс-конференции куратор выставки Сильвия Ферино, возглавляющая отдел живописи KHM.
Выставка, размещенная в нескольких залах, разделена на три части: Севилья, где Веласкес провел свою юность и учился; Мадрид, где он провел 37 лет как придворный художник; и Темы, которые он сам выбирал помимо своих обязанностей при дворе.
Заглавной работой, вынесенной на афишу, стал конный портрет инфанта Бальтазара Карлоса из "Прадо". Из этого же музея приехали ранняя работа художника "Поклонение волхвов"» и поздняя "Аполлон в кузнице Вулкана".
Принадлежащая венскому музею "Инфанта Маргарита в белом платье" заняла свое место в контексте других портретов этой высокородной девочки и ее братьев и сестер, а австрийская почта выпустила в понедельник специальную марку, посвященную выставке, с изображением этой знаменитой картины. Рядом висят портреты не только ее отца, короля Филиппа IV, но и образы придворных шутов и вельмож.
Жемчужину "Прадо", загадочное полотно Веласкеса "Менины", в Вену не привезли, но его высококачественная репродукция в натуральную величину заняла свое место рядом с оригиналами для полноты представления мадридского периода творчества художника.
Есть здесь вещи из Музея изящных искусств в Бостоне (удивительный своим вневременным реализмом портрет поэта Дона Луиса де Гонгоры) и коллекции герцогов Веллингтонов в Aspley House в Лондоне. И из Национальной галереи в Лондоне приехала в Вену чарующая "Венера за туалетом", созданная явно под влиянием любимого Веласкесом Тициана, но наделенная несвойственным великому итальянцу изяществом.
Параллельно с творчеством Веласкеса, устроители напоминают посетителям выставки на специальных стендах о династических связях испанских и австрийских Габсбургов и историях жизни принцесс и принцев, портреты которых он создавал. "Это новое возвращение исторических связей между странами (Испанией и Австрией)", — сказала директор музея.
В январе музей планирует провести на полях выставки международную конференцию и публичные лекции, посвященные творчеству Веласкеса. Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.