Вечером в пятницу улица Зыбицкая напоминает кадры из фильма ужасов. На часах 22:00, обычно самый разгар кутежа, а около Ратуши пусто. Завывает ветер и одинокий певец Артем. По словам музыканта, еще на прошлые выходные людей стало заметно меньше, а сейчас и вовсе мимо него проходят единицы.
"Если обычно мог рублей 20 за час заработать, то сейчас такая сумма выходит за вечер", - сетует на упавший доход музыкант.
В то же время ближе к проспекту Машерова толпа студентов отплясывает под песню Надежды Кадышевой "Широка Река" в исполнении уличных музыкантов.
Коронавируса они не боятся. Большинство думает, что молодых зараза не берет. Два весельчака так вообще заявили, что во время пандемии отдыхать в барах наоборот полезно для здоровья: "Нужно четко выполнять советы нашего президента! Поэтому сегодня мы выпьем сто грамм, а завтра пойдем в баню!"
И я, как ответственный гражданин, решаю прислушаться к главе государства. Захожу в бар, предупредив охранника, что "спиртное" при мне есть и расставаться с ним я не намерен. Речь идет, естественно, о санитайзере.
"Зря вы его таскаете с собой. У нас такого добра навалом. Вон при входе висит локтевой дозатор с антисептиком, и у ребят на баре их куча", - говорит охранник.
Есть, кстати, заведение, где миловидная девушка в костюме медсестры даже проверяет температуру посетителей инфракрасным бесконтактным термометром, но это скорее пиарход, чем мера предосторожности. А вот санитайзеры везде действительно не для красоты. Бармены, официанты, охранники постоянно и тщательно протирают антисептиком руки перед тем, как обслужить каждого клиента. Времени на эти процедуры у них более чем достаточно.
"Еще неделю назад количество посетителей начало резко сокращаться. Если обычно в выходные дни к барной стойке не возможно было пройти, выстраивалась очередь, то сейчас вы без проблем найдете свободный стул. В пятницу и субботу у нас теперь столько людей, сколько раньше было в будние дни", - говорит охранник бара.
При этом цены на алкоголь остаются такими же. Не поменялась и плата за вход - 3 рубля в будний день, и 6 рублей в пятницу и субботу. Эти деньги уходят на оплату музыкантов. К примеру, вчера выступали две группы. Послушать их и потанцевать пришли человек 30. Для этого заведения цифра катастрофически мала. Правда, в соседнем кафе и такого числа посетителей нет. Там лишь несколько девушек потягивают апельсиновый сок. Справедливости ради стоит сказать, здесь было пусто и до коронавируса. В этом случае, как с белорусским футболом, нет смысла запрещать болельщикам ходить на матчи - и так желающих не особо много.
В следующем баре, где обычно на каждый квадратный метр приходится по пять человек, просторно, как в сталинке. Наберется максимум 20 посетителей. Они не спеша употребляют свои напитки. У барной стойки с бокалом вина сидит парень с темными, как смоль, волосами. Явно не из наших краев. Заметив мой интерес к своей персоне, он с улыбкой выпаливает: "Я – Испания. Коронавирус". Кажется, что в заведении перестает играть музыка и все резко умолкают.
"Шутка. Я в Беларуси уже более 6 месяцев преподаю испанский в частной языковой школе", - разрежает обстановку испанец Рамон.
По его словам, в Синеокой хорошо реагируют на сообщения о коронавирусе – без паники. Он считает, что правительство нашей страны правильно делает, что оставляет открытым заведения общепита и не останавливает производство. В Испании из-за карантина многие люди сидят без работы. Они получают пособия, но не известно, как долго еще государство сможет их кормить. СOVID-19 там сильно ударил по экономике.
"Я боюсь не коронавируса, а экономических последствий, чтоб в Беларуси все не закрылось, как у меня на родине. Там все очень плохо. Но я продолжаю верить в Бога и Испанию", - говорит Рамон.
Еду на улицу Октябрьскую. Не знаю, во что там верит молодежь, но коронавируса она точно не боится. Во внутреннем дворике толпа - все как обычно. На стоянке напротив припарковано множество машин. Их владельцы соревнуются в громкости аудиосистем. Студентки заглядывают внутрь салонов авто сделать эффектное селфи – от силы звука волосы у девушек становятся дыбом в прямом смысле этого слова.
Определенно, народ тут очень беспечен, и самое страшное, что этой беспечностью они заражают окружающих. Вот уже и я думаю, дай-ка тряхну стариной и похулиганю в своем любимом баре, на котором тоже сказался коронавирус. Если раньше в этом заведении в выходные дни отдыхала сотня людей так точно, то сейчас смог насчитать человек 30 - это с учетом меня, двух барменов и охранника.
Заказав напиток, по старой привычке положил на стойку банковскую карточку. Обычно бармен спокойно брал ее в руки. Теперь же он приложил терминал к лежащему на столешнице пластику.
Кажется, что мир уже не станет прежним, но вспоминаешь, что по расписанию у тебя еще банька и как-то успокаиваешься.