Почему женщины не носят бюстгальтер

© Flickr / Renaud CamusРабота французского скульптора Готье
Работа французского скульптора Готье - Sputnik Беларусь
Подписаться
Прошло немногим более 100 лет со дня первого патента на изобретение бюстгальтера, как этот предмет нижнего белья очень многим оказался не нужен.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан 3 сентября 1914 года. Ко "дню рождения" бюстгальтера мы выяснили, почему до сих пор многие женщины проводят целые кампании против ношения бюстгальтеров.

Юлия Баткилина - Sputnik Беларусь
Большая грудь: так ли это хорошо, как рассказывают?

Нет лифчика — нет проблем

В конце мая социальные сети охватил необычный флешмоб. Девушки со всего мира фотографировались в одежде без бюстгальтера. Акция получила название "No bra, no problem" ("Нет лифчика — нет проблем"). Она началась с того, что 17-летняя американка Кейтлин Джувик пришла в школу, не надев под одежду лифчик, и была отчитана руководством учебного заведения. По мнению директора, школьница выглядела вульгарно и создавала своим внешним видом проблемы: на нее пожаловался преподаватель-мужчина. После этого начался настоящий бунт: 300 учениц заведения пришли в школу без бюстгальтера.

Борьба продолжилась и в социальных сетях. На своей странице в Фейсбуке Кейтлин объяснила, что давно выбрала не надевать лифчик, но этим решением не нарушила норм общественной морали. Девушка добавила, что ношение лифчика — это интимный выбор каждой женщины, и если общество диктует, что выбрать, оно делает женское тело достоянием общественности.

Страница Кейтлин, где она назвала себя "Воином без лифчика", всего за пару недель привлекла десятки тысяч подписчиков. Под хэштегом #NoBraNoProblem в Инстаграме появилось больше 7 тысяч фотографий, на которых девушки демонстрируют преимущества отказа от лифчиков.

Орудие пыток

С первого дня существования запатентованного бюстгальтера женщины восприняли его неоднозначно. Одни увидели в нем освобождение от "оков" корсета, другие — символ угнетения женщины и ее тела. Предмет нижнего белья стал своеобразным индикатором настроений в обществе.

В книге "История груди" Мэрилин Ялом описывает два противоположных отношения к женской груди с давних времен: возвышенный, когда грудное молоко считалось священным, и сексуальный. "Возможность кормить и возможность возбуждать соревнуются друг с другом, до сих пор определяя судьбу женщины", — пишет исследовательница. Именно поэтому движение за права женщин совпало по времени с протестами против бюстгальтера.

© Sputnik / Валерий Левитин / Перейти в фотобанкПосетитель рассматривает экспонат "История страны от Кутузова до Путина на бюстгальтерах" на открытии выставки художника Андрея Бильжо в Московском музее современного искусства
Посетитель рассматривает экспонат История страны от Кутузова до Путина на бюстгальтерах на открытии выставки художника Андрея Бильжо в Московском музее современного искусства - Sputnik Беларусь
Посетитель рассматривает экспонат "История страны от Кутузова до Путина на бюстгальтерах" на открытии выставки художника Андрея Бильжо в Московском музее современного искусства

В 1968 началась акция, впоследствии получившая название "сожжение лифчиков". Радикально настроенные женщины протестовали против конкурса "Мисс Америка", призывая выбрасывать и сжигать бюстгальтеры, накладные ресницы и другие женские предметы обихода, считая их унизительными. Некоторые женщины даже называли неприметную на первый взгляд деталь бельевого гардероба "орудием пыток". Также подчеркивалась связь ношения бюстгальтера и заболеваний груди (из-за нарушения кровотока).

Большинство опрошенных РИА Новости девушек признались, что надевают лифчик вынужденно. Свои доводы, однако, они описали по-разному.

"Я не могу позволить себе ходить без бюстгальтера на работе. Там много мужчин. Когда я прихожу в брюках, все смотрят на мои ноги и то, что выше. Страшно представить, что будет, если я приду без лифчика", — Анна, 31 год.

"В лифчике я чувствую себя защищенной. А без лифчика не хожу: как только это замечает муж, он тут же требует исполнить супружеский долг. Не надеть бюстгальтер для него — это некий призыв", — Ольга, 35 лет.

"Когда я резко похудела на 20 килограммов, моя грудь стала безобразной: обвисла, потеряла форму, превратилась в два пустых мешочка с растяжками. Я не снимала бюстгальтер даже в постели, но мечтала, что когда-нибудь смогу ходить без него", — Екатерина, 28 лет.

"Я как будто голая без лифчика. Без него на улицу не выхожу. Обожаю момент в конце дня, когда он расстегивается. Конечно, это какие-то зажимы: наверное, внутренний стыд, что я женщина", — Юлия, 26 лет.

Борьба с ветряными мельницами

Обнаженная грудь в искусстве символизировала свободу (пример — известная картина Эжена Делакруа  "Свобода, ведущая народ"), священное материнство (образ Мадонны, кормящей младенца) и женственность (образ Венеры в картинах Боттичелли, Тициана и многих других). Но в жизни далеко не у всех намек на неприкрытую грудь вызывает одобрение.

© Sputnik / Алексей Бушкин / Перейти в фотобанкСкульптура Огюста Родена "Ева" из собрания музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Скульптура Огюста Родена Ева из собрания музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - Sputnik Беларусь
Скульптура Огюста Родена "Ева" из собрания музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Почти все опрошенные женщины отметили, что крайне негативно относятся друг к другу, если замечают отсутствие верхнего предмета нижнего белья. Большинство опрошенных мужчин, напротив, признались, что не испытывают отрицательных эмоций, увидев, что девушка без лифчика. Некоторые отметили, что их это смущает, кто-то уточнил, что это откровенная провокация.

Как пояснил психоаналитик Дмитрий Ольшанский, относиться к груди можно по-разному: как к источнику питания, наслаждения, предмету гордости или комплексов, элементу соблазна, просто органу тела. В этом нет никакой патологии до тех пор, пока человек принимает свое тело и ощущает себя в нем комфортно. Непринятие (дисморфофобия) иногда доходит до радикальных хирургических процедур и даже смены пола. Другой крайностью является отказ от косметики, бюстгальтеров и прочих атрибутов гендерной принадлежности.

Несмотря на то, что проблема объективизации женского тела действительно существует, ее восприятие также у каждого будет своим: для одних это косые взгляды, для других — домогательства, для третьих — возможность флирта, подчеркивает психоаналитик. Поэтому движение против лифчиков "похоже на борьбу с ветряными мельницами": оно лишает участников индивидуального самовыражения и связано с тем, насколько человек сам умеет или не умеет принимать свое тело, ощущать свою самоценность и принимать гендерную идентичность.

Лента новостей
0