Артем Кирьянов, Sputnik.
Две работы художника парижской школы Якова Балглея приобрел в галерее мадам Шапиро и передал в дар белорусскому Бресту почетный консул Франции Леонид Стаецкий.
"Молитва" и "Чета" хранились в коллекции дочери художника. Благодаря помощи искусствоведов и дипломатов картины можно увидеть в Музее истории города.
Побег из провинции
Яков Балглей родился в Бресте в 1891 году в семье раввина. В своих мемуарах художник писал, что он получил религиозное воспитание и образование. А проведенные на молитве минуты Яков Балглей называл лучшими воспоминаниями из детства.
"В остальном наша жизнь была безрадостной и безынтересной. Мама умерла рано, оставив сиротами шесть моих братьев и сестер. Мне очень хотелось вырваться из провинциального городка, где каждый день напоминал предыдущий", — говорил будущий художник.
После переезда в Петербург он изучал медицину. Тогда для еврея это был единственный шанс поселиться в столице. Через некоторое время Яков Балглей уехал в Одессу, где учился в рисовальной школе. А в 1911 эмигрировал в Париж. Здесь он присоединился к коммуне художников "Улей", где в то время работали Шагал, Сутин, Цадкин и другие мастера из Беларуси. Поступил в школу декоративного искусства, изучал архитектуру и философию. Зарабатывал на жизнь тем, что писал иконы.
"Но в мыслях я всегда возвращался в родной Брест", — говорил Яков Балглей.
Уже в 1924 году состоялась первая персональная выставка брестчанина. Но всего через десять лет, будучи женатым и воспитывая двух дочерей, художник умер от сердечного приступа. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез. После смерти Якова Балглея в Париже четыре раза проходили его ретроспективные выставки.
Балглей возвращается на родину
"Музею истории города мы дарим две картины. Это "Молитва" и "Чета", — рассказал почетный консул почетного консульства Французской республики в Бресте Леонид Стаецкий. Сюда они возвращаются в том же состоянии, в котором хранились раньше в коллекции Бланк Балглей — дочери художника.
"Даже рамки остались те же. Кое-где на бумаге видны повреждения. Их тоже не убирали", — отметил консул.
"Молитва" — пример раннего периода творчества Якова Балглея. Она выполнена угольным карандашом в темных тонах и изображает раввина в окружении людей. Вторая работа "Чета" более яркая, она написана сангиной. Здесь Балглей в красновато-коричневых оттенках изобразил девушку в объятиях мужчины.
"Благодаря помощи французских партнеров и искусствоведа Юрия Абдурахманова нам удалось выйти на работы Балглея в галерее мадам Шапиро. Эта галерея известна уровнем выставляемых работ. И вниманием к художникам из "Улья". Нам очень повезло", — констатировал Стаецкий.
По его словам, найти работы Балглея на рынке практически невозможно. "Мы видели много полотен других выходцев из Беларуси. Но остановились на уроженце Бреста. В том числе потому, что их получалось купить быстрее", — подчеркнул он.
Покупка картин — инициатива почетного консула. Меценатом, признается он, стал из любви к Бресту.
"Я вырос в Бресте. Нужно делать что-то для города, в котором ты родился. Называть его малой родиной неправильно. Это просто твой родной город. И поскольку я почетный консул Франции, мне хотелось связать наш Брест с Парижем", — сказал дипломат.
Библия на очереди
Возвращение работ Якова Балглея председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук назвал хорошим прецедентом.
"Выходцы из Бреста оставили серьезное культурное наследие по всему миру. И я рад, что в нашем городе есть неравнодушные состоятельные люди, готовые поддержать работ по возвращению шедевров", — добавил брестский мэр.
Глава города надеется, что следующим будет покупка оригинальной Брестской Библии. Причем не за бюджетные деньги, а за счет общественности. Рогачук подчеркнул, что важно позаботиться об оригинальности Брестской Библии. Это не должен быть репринт или позднее переиздание. А где она будет храниться, уже не так важно, резюмировал он.