Департамент по авиации предупреждает - с проблемами еще столкнемся, под видом борьбы с вирусом иногда можно встретить попытку вытеснить конкурента с рынка.
Сегодня из Минска в Дубай улетает полный самолет пассажиров. Шесть часов в полете, приветственный бокал игристого в честь открытия рейса, торжественная встреча в аэропорту - пассажиров, конечно, все это порадует.
Для руководства "Белавиа", Минтранса и минского аэропорта не будет ни игристого, ни пляжей ОАЭ, но они рады этому запуску рейса едва ли не больше тех, кто стоит в очереди на регистрацию с полными чемоданами купальников. Потому что открытие нового рейса означает, что пандемию и авиакомпания, и аэропорт пережили.
Почти год у авиации была черная полоса, теперь она просто взлетная. И можно говорить о том, чего стоило пережить прошлый год.
"Проще было закрыть аэропорт на ключ"
Только дежурное освещение и неработающие эскалаторы - таким можно было в дни пандемии увидеть Национальный аэропорт Минск. Сейчас руководство говорит - проще было закрыть его на ключ.
"В марте месяце обрушился пассажиропоток, мы принимали всевозможные меры, чтобы поддержать людей, поддержать инфраструктуру. Около 2,7 тысяч человек были на простое", - рассказывает директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко.
Были закрыты некоторые подразделения аэропорта, экономически невыгодным оказался, например, трансфер.
"Мы экономили в течение этих месяцев", - вспоминает Хоронеко.
Самым тяжелым и для аэропорта, и для "Белавиа", оказался май 2020 года. Тогда компания перевезла только 7,8% пассажиров в сравнении с маем 2019 года.
"К тому моменту практически все иностранные компании прекратили полеты в Национальный аэропорт Минск, и он выдержал этот прессинг. Проще, наверное, было сказать - закрываем на ключ аэропорт и уходим, дешевле будет", - поддерживает директора аэропорта глава "Белавиа" Игорь Чергинец.
И Хороненко соглашается - даже такие мысли были.
"Тем не менее, аэропорт выдержал, не останавливалась работа аэропорта ночью, хотя он имел все права, чтобы сказать - давайте ночью не летать, ведь тогда можно сэкономить на электроэнергии, не нужно будет выводить в ночные смены людей. Мы очень благодарны руководству аэропорта за то, что там приняли решение не закрываться на ночь, не ограничивать полеты несколькими днями в неделю и тем более - не приостанавливать работу. Иначе я не уверен, что сегодня мы бы с вами разговаривали о запуске нового рейса. Самый тяжелый период мы с аэропортом выдержали. "Белавиа" из-за пандемии не уволила ни одного сотрудника", - резюмировал Чергинец.
"А вот грузовая авиация продолжала работать и в пандемию", - пытается сохранять оптимизм Вячеслав Хоронеко и вспоминает, например: в аэропорту на протяжении всего этого времени продолжали принимать гуманитарные грузы.
Директор Департамента по авиации министерства транспорта Артем Сикорский тут же призывает не занижать масштаб проблемы - гуманитарные грузы не заменят тех миллионов пассажиров, которых аэропорт встречал и провожал в предыдущие годы.
"В самом деле: если бы мы остановились в разгар пандемии, мы бы уже не поднялись. Это связано и с вопросами экономики, и с подготовкой и поддержанием опыта у летного инженерно-технического состава. Проблемы авиакомпании могут повлиять на безопасность полетов. Нельзя было остановить подготовку и поддержание опыта у летного, кабинного экипажа. Восстановить потом было бы дороже. Вы знаете, какие многомиллиардные дотации идут от правительств иностранным компаниям, мы понимали, что не сможем себе этого позволить", - рассказал Сикорский.
В департаменте согласовали план антикризисных мер, и он помог выстоять.
"Благодаря тому, что мы продолжали свою деятельность, гражданская авиация Беларуси превратилась в гуманитарный коридор. Через Беларусь проводилась репатриация граждан, дипломатов. Мы выполняли полеты по всем открытым направлениям, в минус - но выполняли", - говорит Сикорский.
Выжить самим или выжить конкурента?
Чергинец признает: "Белавиа" планировала быстрее выходить из кризиса, но это зависит не только от компании и аэропорта, но от решений правительств.
"Сейчас в авиации жесткая конкуренция, иногда - не очень красивая. Под прикрытием благих целей борьбы с инфекцией иногда ведется некрасивая, неправильная борьба за выживание тех или иных компаний с рынка. То ли еще будет, когда пандемия закончится. Борьба за пассажира будет обостряться", - рассказал Сикорский.
А лоукосты прилетят?
Недавно глава министерства транспорта потребовал от региональных аэропортов работать поэффективнее. Значит ли это, что белорусы по-прежнему ждут у себя авиакомпании-лоукостеры?
"Когда-то мы приняли концепцию развития областных аэропортов и начали отправлять по основным туристическим направлениям чартерные рейсы. На сегодня заявка на выполнение полетов из областных аэропортов только одна - ее подала кипрская авиакомпания", - рассказывает Сикорский.
Чтобы стимулировать развитие региональных аэропортов, на коллегии департамента приняли решение: руководители аэропортов будут персонально ответственны за привлечение авиакомпаний.
Продолжается работа с авиакомпанией WizzAir по организации рейсов в Будапешт, но это пока сложно из-за пандемии.
"Мы свою линию по привлечению лоукост-компаний в областные аэропорты мы не сворачивали. Но одна проблема сейчас связана с "ковидными" ограничениями, вторая - с тем, что пока нет заинтересованности выполнять полеты у самих компаний. Наши города не вполне известны туристам. Все хотят прийти на основной туристический маршрут, хотят вывозить наших пассажиров, а не привозить", - говорит Сикорский.
Скоро море
Раньше в течение года можно было открыть четыре-пять новых направлений, а сегодня это событие "из ряда вон выходящее", признает Чергинец.
"Открытие рейса - это как возврат в хорошее прошлое", - поддерживает Сикорский.
Пока эксперты рассказывают о том, как белорусская гражданская авиация пережила кризис, белорусы выстраиваются в очередь к стойке регистрации. Теперь они могут прямиком из Минска улететь не только в Египет, но и в Дубай. Благодаря стараниям МИД теперь можно обойтись без визы в ОАЭ если не собираетесь задерживаться дольше, чем на 90 дней.
Если вы давно не были в отпуске, просто послушайте, что говорят те, кто уже сегодня вечером увидит море.