Лиза спасет человечество: кажется, минская школьница нашла "второй пенициллин"

© Sputnik / Виктор ТолочкоМинская школьница Лиза Шевцова
Минская школьница Лиза Шевцова - Sputnik Беларусь
Если бы не ураган, никто бы не разрешил спилить ценное дерево в Ботаническом саду и получить "второй пенициллин".

По данным американских экспертов, золотистый стафилококк уносит больше жизней людей, чем ВИЧ/СПИД. Каждый пятый человек не выдерживает атаки "золотистого убийцы", устойчивого к антибиотикам.

Против бактерий бессильно почти все

16-летняя Лиза Шевцова случайно открыла препарат, которым думает победить не только золотистый стафилококк, но и другие опасные инфекции.

"Я готовила научную работу по гречихе и, пытаясь определить все ее свойства, решила проверить чувствительность бактерий к ее экстрактам. Заодно в чашке Петри с засеянными бактериями поместила экстракты из других растений, желудей дуба, листьев расторопши и недавно появившейся в нашей лаборатории древесины маакии амурской", – рассказала будущая микробиолог корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.

Ни на гречиху, ни на экстракты других растений бактерии никак не отреагировали, а вот экстракт маакии прекратил их рост, другими словами – уничтожил.

© Sputnik / Виктор Толочко16-летняя Лиза Шевцова случайно открыла препарат с неожиданными свойствами
Лиза спасет человечество: кажется, минская школьница нашла второй пенициллин - Sputnik Беларусь
16-летняя Лиза Шевцова случайно открыла препарат с неожиданными свойствами

"И я уже не могла остановиться. Когда понимаешь, что то, что ты делаешь, может быть полезно, появляется еще больший интерес", – признается любознательная Лиза.

Ураган помог свалить дерево

Надо отметить, что до того, как маакия "заодно" с другими растениями попала в чашку Петри, произошла череда совершенно случайных стечений обстоятельств.

Три года назад Лиза Шевцова, которая мечтала стать врачом, как папа и мама, попала в лабораторию нано- и биотехнологии Республиканского центра инновационного и технического творчества.

Встреча с заведующим лабораторией, доктором Олегом Дарашкевичем изменила Лизину жизнь, а теперь Лиза хочет изменить жизнь всего человечества.

© Sputnik / Виктор ТолочкоТа самая древесина маакии, которая благодаря урагану попала в руки исследователей

"Само растение маакия амурская интересно для ученых уже давно. Его семена содержат уникальный белок – лектин, который узнает олигосахариды на поверхности раковых клеток, то есть он распознает именно раковые клетки. И, например, если к этим белкам присоединить молекулы токсина, то он попадет только в раковые клетки", – объясняет свой интерес к уникальному растению завлабораторией и рассказывает любопытную предысторию.

Несколько лет назад он со своими учениками решил добыть целебные семена для научной коллекции. В Беларуси в Ботаническом саду тогда росло шесть деревьев маакии, которые, к сожалению, давали семена очень редко.

Маакия очень ценится краснодеревщиками, но и ее целебные свойства известны давно. Ценны не только семена, но и кора, листья, даже из древесины делают сухие экстракты.

"О том, чтобы получить кусочек драгоценного дерева, а килограмм его обработанной древесины стоит 15 долларов, даже речи не могло идти. Но помог ураган, который одно дерево повалил", – рассказывает Олег Дарашкевич.

© Sputnik / Виктор ТолочкоДоктор Олег Дарашкевич много лет занимается с талантливыми детьми
Доктор Олег Дарашкевич много лет занимается с талантливыми детьми

Ученые из Ботанического сада НАН Беларуси любезно согласились отдать сломанный ствол в лабораторию детям.

"Мы целый год сушили его по специальной технологии, замазав торцы краской, чтобы не растрескалось. Кору измельчили и, зная ее целебные свойства, добавляли в хлеб, который сами пекли", – рассказывает ученый.

Даже опилки после обработки доски были аккуратно отложены "на всякий случай".

Как опилки превратить в лекарство

Однажды в Институте биоорганической химии НАН Беларуси ученикам Олега Дарашкевича демонстрировали возможности аппарата Сокслета, на котором можно сделать экстракцию даже труднорастворимых твердых материалов.

"У меня для демонстрации аппарата в тот момент не оказалось ничего, кроме тех самых опилок, отложенных на случай. Пришлось ими пожертвовать", – улыбается доктор.