21:56 07 Марта 2021
Прямой эфир
  • USD2.61
  • EUR3.12
  • 100 RUB3.51
Наука и технологии
Получить короткую ссылку
226370

На базе завода "Оптрон" при Академии наук делают бесшумные квадроциклы с автопилотом для силовиков, коммунальных роботов для ЖКХ и "белорусский супербайк" на батарее.

Год назад лаборатория Л7, функционирующая на базе завода "Оптрон", запустила в продажу электросамокаты. За год удалось продать порядка сорока таких самокатов, хоть цена немалая — стоимость варьируется от 800 до 1,5 тыс. долларов. На таком самокате при скорости 25 км/час можно проехать до сорока километров, а после подключить его к обычной розетке на четыре часа — и продолжать путь.

Теперь сразу несколько компаний, работающих на базе завода, заняты не только самокатами — здесь работают над разработкой двигателя для "белорусского супербайка", разрабатывают системы автопилотирования для квадроциклов силовиков и проектируют коммунальные машины — один робот может отобрать работу у пяти сотрудников ЖКХ.

Корреспондент Sputnik Елена Васильева выяснила, до какой скорости можно разогнать электросамокат, что в нем белорусского и отберут ли роботы нашу работу.

Заново придумать самокат

На базе завода "Оптрон" работает несколько частных компаний — одна занимается разработкой электротранспорта, другая — разработкой систем автопилотирования. Все вместе при поддержке "Оптрона" они образуют своеобразный кластер и занимаются разработкой широкой линейки электротранспорта собственного дизайна.

В прошлом году лаборатория Л7 представила публике электросамокат и продала порядка 40 экземпляров, а в этом году планирует выпустить не меньше 400 экземпляров, если покупатель проявит интерес — до 600 машин. Учтя пожелания клиентов, батарею сделают съемной, изменят клиренс, расширят цветовую гамму. Среди клиентов не только молодые люди, готовые осваивать электротранспорт, но и пенсионеры — при скорости в 20 км/час самокат оказался для них удобным транспортом.

"Базовая модель в этом году будет стоить около 750 долларов, напрямую можно будет купить в выставочном центре на заводе, тогда самокат обойдется дешевле", — рассказал руководитель проекта Юрий Поздняков.

Недавно НАН представила мотор-колесо для электровелосипеда. Двигатель самоката отличается большей мощностью — у велосипеда 48 ватт, у самоката — 60 ватт. Из-за большей мощности отличается и батарея, которую также делают в Беларуси.

Завод Оптрон
© Sputnik / Елена Васильева
Завод "Оптрон"

"Когда мы изучали китайскую батарею, столкнулись с тем, что надпись на упаковке не соответствует реальности — емкость оказалась на 30% меньше заявленной. Так что батарею делаем самостоятельно. Среди конкурентных преимуществ и рама — мы используем полимерное покрытие, что дает высокую устойчивость металла к коррозии. Над внешним видом также работали белорусские дизайнеры", — пояснил собеседник.

При этом полностью белорусским самокат назвать нельзя и авторы проекта готовы использовать любые мировые наработки при условии, что это будет экономически выгодно.

"Мы не ставим задача импортозамещения. Хоть наш самокат — это белорусский продукт, разработанный совместно Л7 и НАН, но как частная компания, мы оцениваем цену и качество каждого компонента. Если белорусы предлагают какой-то компонент за приемлемую цену при достойном качестве, выберем белорусского поставщика. Главное конкурентное преимущество нашего самоката в сравнении с китайскими аналогами помимо высокого качества сборки — возможность гарантийного обслуживания", — рассказал Поздняков.

К тому, что белорусский электросамокат не был первым на рынке, здесь относятся философски и вспоминают американца Илона Маска.

Электросамокат предназначен для велодорожек, на нем установлено ограничение скорости до 25 км/ч.
© Sputnik / Елена Васильева
Электросамокат предназначен для велодорожек, на нем установлено ограничение скорости до 25 км/ч.

"Когда Маск заявил о выпуске электромобиля, все восприняли это как новаторство. Но первым транспортом как раз были своеобразные электротележки, а в Нью-Йорке еще в прошлом веке ездили электротакси. Новаторство Маска в использовании материалов, которые за это время изменились. В двигателе, встроенном в мотор-колесо белорусского самоката, использован магнитопровод из порошкового материала. Это удешевляет производство, снижает массу двигателя и позволяет увеличить КПД. Разработка этих порошков принадлежит ученым Академии наук", — рассказал консультант проекта Андрей Подобед.

Принцип расхода батареи схож с принципом работа двигателя внутреннего сгорания. При активном экстремальном вождении самокат разряжается быстрее и его может хватить на 20 километров пути. Если не будете превышать скорость — а хоть самокат и можно разогнать, в нем согласно правилам встроено ограничение скорости до 25 км/час — проехать можно до 40 километров.

Все мотор-колеса будут снабжены программным обеспечением, в котором можно будет задать режим езды. Телефон подключается к колесу через Bluetooth
© Sputnik / Елена Васильева
Все мотор-колеса будут снабжены программным обеспечением, в котором можно будет задать режим езды. Телефон подключается к колесу через Bluetooth

Где зарядить?

Зарядить самокат можно от обычной розетки. В комплекте производитель предлагает двухамперное зарядное устройство — на зарядку уйдет до четырех часов. Можно купить пятиамперное зарядное устройство, подключить самокат к розетке, подождать всего час-полтора, и снова отправляться в путь.

"В этом году мы доработали батарею, теперь можно докупить отдельный блок, если нет времени ждать, когда самокат зарядится. Человек может выбирать, купить более дорогое зарядное устройство или дополнительный блок, исходя из своего маршрута", — пояснил Поздняков.

В "Л7" уверяют, что держат руку на пульсе не только НАН Беларуси, но и мировых тенденций в области химии батарей.

"Если есть что-то в коммерческом виде, мы готовы работать. Заинтересованы в диалоге и сотрудничестве с другими компаниями этой отрасли, а диалог с частными инвесторами ускорил бы реализацию многих проектов. Вели обсуждения и с НАН, мы готовы экспериментировать с их продукцией. В ближайшие несколько месяцев, возможно, начнем эксперименты с суперконденсатором, батареей, которая быстро заряжается и долго держит заряд. Но даже если эксперимент удастся, это не значит, что в этом году белорусский суперконденсатор можно будет использовать в транспорте. Путь таких видов продукции к прилавку своеобразный", — пояснил собеседник.

Но мечтают здесь не столько о популяризации самоката, сколько о другом крупном проекте — на базе существующих технологий планируют собрать "белорусский супербайк". Правда, вероятнее всего, не для белорусского рынка — транспортное средство стоимостью в десятки тысяч долларов сможет себе позволить не всякий ценитель электротранспорта.

Батарея ездит на багажнике велосипеда, но уже есть экземпляр, в котором аккумуляторная батарея встроена в колесо. Такое колесо можно установить на любой велосипед
© Sputnik / Елена Васильева
Батарея ездит на багажнике велосипеда, но уже есть экземпляр, в котором аккумуляторная батарея встроена в колесо. Такое колесо можно установить на любой велосипед

"В проекте, надеемся, будет участвовать известный белорусский дизайнер, его имя пока не могу назвать. Но только при поддержке профессионала такого уровня мы сможем создать не клон BMW, а оригинальный продукт. А технические показатели на уровне мировых брендов мы обеспечить сумеем", — заверил Поздняков.

Самокат решит за вас

Разработанный здесь самокат упрекают в лишнем весе — для велодорожки транспортное средство весом почти в полцентнера непривычно. Авторы проекта уверены, что опасность несут в себе не габариты самоката или другого транспорта, а человек за рулем. Поэтому разработчики предлагают оснастить самокат дополнительной системой пассивной безопасности.

"За дополнительные 100-150 долларов на самокат, велосипед или другой наш транспорт можно установить датчики и запрограммировать транспортное средство на анализ обстановки. Если датчики зафиксируют опасность столкновения, самокат снизит скорость. Если машина приняла решение за человека, значит, человек не смог или не успел. Ведь большинство происшествий начинаются с фразы "Смотри, как я могу". Машина этого не позволит. Для нас это важно потому, что чем меньше к технике замечаний, тем дружелюбнее она кажется покупателю. Можно попытаться убедить водителя, что нужно уважать людей на дороге, а можно дать такое задание машине", — рассказали в лаборатории.

Полноценный автопилот обойдется куда дороже, но и его разрабатывает отдельная команда на базе завода. Систему автопилотирования устанавливают уже не на самокаты, а на квадроциклы с пониженным уровнем шума. Заказ на такой транспорт поступил от одного из элитных силовых подразделений Беларуси. К слову, для разработки автопилота многое сделано и в Академии наук, так что здесь объединяют наработки.

Роботы на дорогах

"Лаборатория 7" сотрудничает с итальянской компанией DronyX. Свою задачу белорусские специалисты формулируют в высшей степени клиентоориентированно — "сделать из DronyX за 16 тыс. евро — DronyX за 8 тыс. долларов". Разработка будет белорусской, от итальянцев позаимствуют дизайн и отдельные технологии. Именно эти роботы будут применяться в коммунальном хозяйстве.

"Они уже применяются в Италии, ОАЭ, в основном задача такого устройства — парковать грузовики и чистить пляжи. К нему можно добавить любое навесное оборудование, и тогда робот сможет выполнять большую часть работы для ЖКХ. К концу года планируем выпустить его на улицы. Появится и социальная проблема — один робот может заменить штат из пяти человек, занятых на уборке", — рассказали собеседники агентства.

Для решения проблемы "роботы отнимут работу" советуют обратиться к западному опыту и подумать об особых правилах налогообложения для организаций, которые берут на работу робота вместо человека.

Из других проектов, которые разрабатываются здесь же и которые должны приблизить пейзажи Беларуси к футуристическим картинкам — дроны-грузоперевозчики. Никаких больше очередей из большегрузов: дрон способен перемещать груз со скоростью до 300 километров в час. Правда, до реализации такого проекта еще не меньше трех лет.

Теги:
электровелосипед, Минск

Главные темы

Орбита Sputnik