Апрельские отпуска все еще отпуска для биатлонистов! То есть о них стреляющие лыжники сегодня говорят, как о своем настоящем, у которого есть пусть скоротечное, но будущее. Каникулярное!
Однако, как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, "все пройдет: и печаль, и радость". И, чтобы не советовал исполнитель советского хита болельщик Михаил Боярский, умолчать сей факт нельзя, а уж забыть о нем тем паче невозможно.
Зов из Раубичей
Как бы не было прекрасно в отпуске, но уже совсем скоро Раубичи протрубят сбор для белорусских биатлонистов. Мужская команда должна открыть олимпийское межсезонье 3 мая, женская – на два дня позже.
А дальше закружится карусель сборов, причем очень хочется верить в светлую перспективу, чья суть - в снятии коронавирусных ограничений а-ля лето-2020. На сей раз ситуация с COVID-19 не должна стать для белорусов непреодолимым барьером, и они смогут один или два раза (скажем, во второй половине июня и августе) выехать на сборы в среднегорье. О необходимости летних тренировок на хорошей высоте высказались все наши тренеры и биатлонисты.
Учитывая, что ныне на кону подготовка к Белым играм-2022, значение таких сборов возрастает многократно. Конечно, нельзя забывать, что вся драматургия COVID-19 зависит, увы, не от наших стремлений и выборов. Однако, как писал болельщик Лао-цзы: "Будьте внимательны к своим мыслям: они – начало поступков". Если мы – болельщики, как следует сосредоточимся на желании отправить отечественных стреляющих лыжников в горы, то так оно и случится.
Но пока у биатлонистов все-таки отпуск, и та же бронзовый призер чемпионата мира-2021 Анна Сола сообщила: "Отпуск пролетает! В Раубичах хорошо, но хочется пока побыть дома. Тем более, что накопилось много дел". Что ж, удачи! Но обратный отсчет уже стартовал. Всего 18 дней до старта олимпийского межсезонья, Анна! Для мужчин и того меньше – 16.
Мази умолчания
Между тем каким получится олимпийский сезон, так прямо и не скажешь. Сегодня можно только гадать, причем именно на кофейной гуще.
Во-первых, пандемия COVID-19 по-прежнему оказывает огромное влияние на человечество. Не только в режиме повседневности, но и на праздничные спортивные забавы, включая олимпийское движение. Ведь, судя по сообщениям, поступающим в последние дни из Японии, летние Игры в Токио опять, мягко говоря, подвисли в воздухе. Подчас трудно разобраться, к каким заявлениям из Страны восходящего солнца надо относиться с полным серьезом, а к каким - по остаточному принципу или вовсе игнорить, но то, что риски отмены Олимпиады существуют, и они не столь уж малы – факт очевидный.
А раз так, то и Белые игры-2022 в Пекине отнюдь не гарантированы. Более того в этом случае появляется политический фактор. По крайней мере, призывы к бойкоту по всяким надуманным (большей частью) причинам уже раздаются. Уровень, правда, низенький – "плюнь и разотри" - но кто знает, что будет завтра?
Во-вторых, есть и узкоспециализированная причина, не позволяющая увидеть четкие очертания грядущего сезона. Речь идет о фторсодержащих мазях для подготовки лыж, которые должны были запретить к использованию еще в сезоне-2020/2021. Ибо они – фторсодержащие мази - пагубно влияют на окружающую среду. Их химический след остается на снегу, затем проникает в почву, на которой вырастает травка, которую могут скушать коровки и так далее, и тому подобное. Такова экологическая позиция.
Теперь напомню, в чем заключался смысл так называемого "бунта смазчиков", что происходил в августе-сентябре прошлого года. Причины возмущения мастеров лыжного сервиса заключались в следующих противоречиях. Пусть запрет не обрушился на их головы неожиданной снежной лавиной – о табу на фтор рассуждали давно - но такие резкие технологические развороты необходимо готовить значительно тщательнее.
Тут и материально-финансовый фактор (от всех старых лыж, станков, утюжков и целых специализированных грузовиков придется избавиться, ибо они пропитаны фтором), и не доведенность до ума тестирующего прибора. А если не решен вопрос объективного контроля, то обязательно найдутся хитрецы, обходящие запрет. Отсюда требование отложить табу на фтор.
Как ни удивительно, но боссы IBU, а заодно и лыжной федерации FIS, рискнули пойти против экологического лобби. В начале октября 2020-го было объявлено, что запрет на использование фторированных веществ при подготовке лыж вступит в силу только с сезона 2021/2022. Дескать, к этому времени будет доработано тестирующее устройство, позволяющее отследить содержание фтора, не дав свершиться "нечестной игре".
Кроме того, IBU анонсировал, что ближе к весне-2021 пройдет специальный семинар для представителей национальных федераций, где будет представлено новое устройство…
Так вот: весна уже перешагнула через свой экватор, а из Зальцбурга до сих пор ни гу-гу. И вообще тема фторсодержащих мазей после первой декады октября прошлого года никак не проявлялась в информационном пространстве. Ни лыжников, ни биатлонистов. Разумеется, нельзя запретить предполагать, что все осуществляется тайно, "под покровом ночи". Однако веры в такой сюжет совсем нет.
Таким образом, ситуация напоминает мне сцену из знаменитого советского ироничного детектива "Ищите женщину". Помните, как там после ложной развязки – владелец нотариальный конторы мэтр Роше, которого играл болельщик Сергей Юрский, оправдан, все радостно пьют новогоднее шампанское, чтобы разойтись встречать праздник. Но тут одна из героинь задает вопрос: "А кто же все-таки убил Налестро?" На нее смотрят, как на чумную, и молчат, делая вид, что не понимают о чем идет речь.
Тоже имеем и в биатлоне в вопросе фтора. Но что, все-таки значит, молчание боссов IBU? Прежде всего, оно подтверждает их разумность. Боссы прекрасно понимают, что затевать технологическую революцию в олимпийский сезон натуральная дичь.
Кроме того, вероятно, тестирующий прибор по-прежнему далек от совершенства. Если это так, то все запреты опять-таки бессмысленны, и лишь приведут к скандалам, всеобщему недоверию. При таких условиях очень легко строится следующее предположение: в зальцбургской штаб-квартире решили сделать все возможное, чтобы без шума и пыли еще как минимум сезон не дискриминировать фтор. Это выглядит весьма логично.
Другое дело, что иметь дело с экологическим лобби накладно. Как минимум энергозатраты огромны. Но тут уж дело за силой убеждения, хотя и не только. Как писал болельщик Борис Пастернак: "Если только можно, Aвва Oтче, чашу эту мимо пронеси". Как говорится, молитва в помощь.
Однако есть еще один нюанс, о котором в нашем дружеском общении упомянул российский журналист и болельщик Александр Круглов. Дело в том, что производство фторсодержащих мазей нынче либо вовсе остановлено, либо сведено к мизерному мизеру. А свойство любых запасов кроется в глаголе "иссякать" - заканчиваются не только спички и соль...
Так мы получаем еще один ранее не учитывавшийся фактор, который может оказывать влияние на олимпийский сезон. Допустим, IBU действительно отложит еще на год запрет фтора. Но, как решится вопрос объективного дефицита? Неужели каким-то командам придется придерживать фторсодержащие мази ради тех же пятиколечных стартов в Китае? Или откроется новое "подпольное производство"?!
Как видите, ситуация очень туманна. Что ж, будем ждать, когда IBU выскажется "по фтору". Рано или поздно, но это обязательно произойдет.