Роман Шантар, Sputnik.
На самом деле, в ходе состязаний в кабине гоночного МАЗа пассажиров нет — каждый, кто буквально зажат пятиточечными ремнями в спортивных "ковшах", выполняет определенную работу, цель которой — наилучший результат на отрезке. Задачи водителя и штурмана понятны: один ведет автомобиль, второй диктует информацию с роудбука, но у третьего участника гонки, который находится в кабине, работы не меньше — он следит за показаниями многочисленных приборов, которые находятся на панели перед ним, и в случае обнаружения проблем докладывает экипажу по внутренней связи.
Дрифт vs. ралли
Как признался Sputnik боевой пилот "МАЗ-СПОРТавто" Алексей Вишневский, недавно пришедший в раллийную команду из чемпионата по дрифту, некоторые вещи поначалу были для него непривычны, в том числе голоса членов экипажа, звучащие в наушниках, закрепленных в гоночных шлемофонах.
"Сразу сложно было привыкнуть к тому, что слышишь всю информацию через наушники", — сказал многократный чемпион Беларуси по дрифту. А на вопрос о том, насколько непросто привыкнуть к пилотированию десятитонного грузовика после дрифт-кара в условиях, где вместо асфальта — бездорожье, Вишневский скромно отшутился: "здесь (в ралли — Sputnik) просто нужно больше подруливать, ну и машина больше весит".
На трассе М-1, по которой нас вез Вишневский, гоночный МАЗ по ощущениям в кабине кажется обычной легковушкой, только посадка высоковата — скорость практически не чувствуется. А вот при обгонах, когда пилот прибавляет газ и десятитонная машина перестраивается в левый ряд, 935 "лошадей" ярославского дизеля напоминают о себе — моментальным ускорением пассажиров вдавливает в спортивное сиденье.
"Максимальная скорость у этого грузовика — 180 километров в час, однако в ралли разгоняться больше 140 нельзя, в противном случае можно получить штраф от организаторов, как денежный, так и пенализацию (прибавление времени к итоговому результату на спецучастке — Sputnik)", — рассказал боевой пилот "МАЗ-СПОРТавто".
Вишневский уже принял "боевое крещение" в качестве пилота грузовика — в ходе ралли "Шелковый путь" он привел МАЗ, перешедший "в наследство" от Сергея Вязовича, на 11 место из 16 финишировавших на последнем спецучастке в Китае. "Гонка была очень сложная, особенно непривычно было то, что когда машина вскарабкивается на дюну, из кабины кажется, что внизу просто пустота, ничего нет", — поделился ощущениями со Sputnik пилот.
"На "Дакаре" я еще не выступал, но, как мне сказал Вязович, "Дакар" по сравнению с последним "Шелковым путем" — это простая тренировка", — добавил Вишневский.
Спорт не для всех
После асфальта нас вместе с гоночными грузовиками ожидало испытание на пересеченной местности. Здесь уже все серьезнее: пассажирам надели гоночные шлемы и защиту шеи, увидев которую, сразу вспомнилась "Формула-1", где, как и в NASCAR, впервые была введена эта система безопасности. А руководитель МАЗовской команды Сергей Вязович лично проверял, насколько туго затянуты ремни безопасности у каждого из пассажиров.
Когда гоночный МАЗ выехал на бездорожье, сразу стало ясно, что не каждый может выдержать постоянную тряску в условиях спецучастков ралли, которые преодолеваются обычно далеко не за один час — организм непроизвольно сжимается после первого десятка метров езды по пересеченной местности. И даже несмотря на то, что ремни прочно удерживают тело в "ковше", и, в принципе, от ударов о боковую поддержку спасают мягкие стенки этой же боковой поддержки, всплывают в памяти слова Вязовича перед тем, как затянуть ремни: "фотоаппарат вам не нужен, все равно ничего не получится сфотографировать". Вот так и получается: одной рукой стараешься удержать редакционную технику, второй хватаешься за поручень, ноги, кажется, стоят на подножке, но все время пытаются соскользнуть в разные стороны.
Когда, немного привыкнув к тряске, все же удается повернуть голову налево и посмотреть на тех, кто находится в кабине, взгляд падает на пилота (а по бездорожью нас уже возил Александр Василевский), и становится не по себе. Гонщик невозмутимо крутит руль одной рукой, второй — держится за рычаг коробки передач. Что значит пятилетний опыт "Дакара"!
Уже выбираясь из кабины (а это сделать непросто — нужно крепко держаться за стальной каркас безопасности в кабине и карабкаться по колесу), невольно вспомнилось давнее интервью физиотерапевта наших коллег по "Дакару", КамАЗовцев, Сергея Бубновского, который рассказывал, что "профессиональная болезнь" у пилотов с многолетним опытом ралли-рейдов — проблемы с позвоночником.
Однако, по словам возившего нас по М-1 Вишневского, перейдя в "МАЗ-СПОРТавто", он не прекратил выступления в дрифте, а Сергей Вязович продолжает "гоняться" и в классическом ралли, что говорит о том, что автоспорт у этих ребят, что называется, "в крови", и несмотря ни на что они будут использовать любую возможность, чтобы довести свои МАЗы до победного финиша.