ВИТЕБСК, 29 дек – Sputnik. "Садовод" – крупнейший российский вещевой рынок, расположенный в Москве, куда периодически ездят закупаться многие жители Витебска, но ограничения на пересечение границы из-за коронавируса оставили многих без привычных покупок.
Sputnik поинтересовался, как пандемия коронавируса и закрытые границы повлияли на поездки, и через что белорусам приходится пройти, чтобы купить вещи по дешевке.
Тяжелая работа – "посредник"
Чаще всего на "Садоводе" продают товары невысокого качества, но по относительно низким ценам. Учитывая, что практически тот же ассортимент встречается и на витебских рынках, но совершенно по другой цене, "Садовод" пользуется определенным успехом у жителей Витебска. Поскольку не все желающие закупаться на вещевом рынке имеют возможность ездить в Москву, в городе появились так называемые "посредники".
Это, в основном, молодые женщины в декретном отпуске, которые пытаются подработать либо занимаются поездками на рынок, чтобы отвлечься от хозяйственных дел.
"Посредники" создают в соцсетях группы по закупке товаров и общие чаты, где формируют лист заказов. Примерно пару раз в месяц группа "посредников" нанимает водителя с микроавтобусом, по типу городских маршруток, и отправляется на закупки.
"Я каждую поездку себе говорю, что это в последний раз, но проходит пара дней, успокаиваюсь и начинаю снова собирать заказы", - сообщила корреспонденту Sputnik "посредник" Наталья (имя изменено).
Собеседница начала заниматься закупками на "Садоводе" после того, как вышла в декрет, причем не ради денег, а чтобы отдохнуть от хозяйства, поскольку без дела "сходит с ума".
По словам Натальи, закупка на "Садоводе" - очень тяжелое в физическом и моральном планах занятие. Во-первых, на рынке необходимо нанять носильщика, поскольку заказов очень много, а это не всегда возможно, во-вторых, те товары, которые продавцы предлагают на своих страницах в Интернете, не всегда есть, либо цены выше, чем было указано. В-третьих, из-за изменений в цене либо ассортименте "посредникам" все время приходится поддерживать связь с заказчиками, а в условиях огромных очередей и толкучки это тяжело, в-четвертых, "Садовод" - это постоянные очереди, толчея и большая территория, которую нужно успеть обойти за несколько часов. Ну и в-пятых, иногда покупатели в последний момент отказываются от товара, поэтому "посредники" стараются работать по предоплате.
В последний год у "посредников" появилась еще одна огромная проблема – перекрытые из-за коронавируса границы.
Два часа прятались в болоте
"В последний год стало крайне тяжело пересекать границу, поскольку россияне поставили блокпосты. Постоянно приходится ездить в Россию объездными тропами - через леса, болота, какие-то пустоши, причем, возвращаемся мы тем же путем", - отметила Наталья.
По ее словам, в последнее время "посредникам" приходится пересекать границу, переходя над рекой по огромному бревну длиной почти 20 метров.
"Когда мне впервые показали это бревно, я думала, что никогда в жизни на него не встану, поскольку боюсь высоты, но со временем привыкла, хотя до сих пор страшновато", - призналась "посредник".
В одной группе с Натальей постоянно ездит женщина-"посредник", которая находится на препоследнем месяце беременности. Как будущая мама решается на такие путешествия, собеседница не понимает.
После преодоления бревна группа "посредников" ждет нанятый микроавтобус, который пустым, водитель перегоняет известным ему маршрутом, после чего подбирает людей и везет в Москву.
Наталья вспомнила историю о том, как их бус чуть не утонул в болоте, которое пересекал вместе с пассажирами по деревянному настилу. Тогда людей спасло только чудо.
С болотом у женщины связана еще одна история. В очередной раз, пересекая границу, водителю показалось, что бус преследуют по лесу. Высадив пассажиров посреди леса, водитель поехал дальше, наказав "посредникам" спрятаться. В итоге, женщины два часа сидели в болотах, ожидая возвращения машины.
"В последний раз я была на "Садоводе" 26 декабря, вы не поверите, там так много бусов с витебскими номерами стоит, что просто диву даешься", - подчеркнула женщина.
По словам Натальи, после того, как белорусы перекрыли границы и со своей стороны, стоимость перевозки подросла, хотя их водитель берет еще по-божески: 6500 российских рублей с человека, плюс по 500 рублей за каждую дополнительную сумку. Загружен бус обычно под завязку, сумки стоят везде.
"Мне кажется, наши водители – миллионеры, ведь многие уже берут от семи тысяч за человека и выше", - отметила собеседница.
"Отбили" машину за полтора месяца
"Действительно, перевозки довольно выгодное занятие. Мы с приятелем купили пассажирский бус 2009 года и за полтора месяца его полностью "отбили", - сообщил перевозчик через границу Евгений (имя изменено).
До пандемии мужчина был водителем междугороднего автобуса. Поскольку в основном работал на рейсах в Россию, то в последнее время остался без работы, а новую найти крайне тяжело.
"Я понимаю, что слегка нарушаю правила, но если не получается найти нормальную работу, то приходится выкручиваться", - объяснил он.
По словам Евгения, во время поездки через границу он не спит по несколько суток. А чтобы не заснуть за рулем, ест семечки.
Чтобы бус не простаивал, Евгений с напарником ездят на нем посменно. Водитель не признался, сколько зарабатывает в месяц, но отметил, что копит вместе с товарищем на фуру, поскольку всю жизнь подобными перевозками заниматься не собирается.