Именно фотограф фиксирует самые счастливые и веселые события, однако зачастую этот, казалось бы, приятный процесс омрачают сами клиенты: когда дают профессионалу ненужные советы, торгуются с ним и не спешат платить, фыркают во время съемки, игнорируют опрятность, приводят в фотостудию неуправляемых детей и не только.
Как вести себя перед объективом? Белорусские фотографы рассказали Sputnik, что выводит их из себя в работе, поведении клиентов и коллег.
Клиенты, которые достают вопросом "Когда фотки?"
Независимо от того, какая дата указана в договоре, почти все клиенты начинают изводить фотографа вопросом "Ну когда уже?" буквально через три дня после масштабной съемки. Чтобы иметь возможность спокойно поработать, фотографы сбрасывают пару снимков сразу – но и этого зачастую недостаточно.
Больше бесит только, когда съемку называют срочной, подгоняют фотографа в процессе, но доплачивать за приоритетную обработку (в ряду, представьте себе, других съемок) не хотят. Или вообще не спешат платить. Фото получить спешат, а рассчитаться за них – нет.
Торгуются, как на рынке
Некоторые клиенты требуют скидку с первого сообщения в соцсетях. Они же в итоге пренебрегают услугами визажистов, стилистов, парикмахеров, только бы меньше потратиться (при этом надеясь на фото оказаться звездами – как в портфолио).
Иной раз ссылаются на то, что "сын маминой подруги может снять дешевле". Интересно, приходя в бутик, вы тоже пытаетесь убедить продавца-консультанта продать вам джинсы втрое дешевле потому, что видели похожие на рынке?
Не готовятся к съемке
Любого фотографа бесит убежденность некоторых клиентов в безграничных силах Photoshop. Они приходят на съемку с немытой головой и неаккуратным маникюром, в мятой или грязной одежде, а потом просят "зафотошопить".
И, конечно, в архиве любого профессионала есть вал историй про людей, которые, придирчиво рассматривая фото, говорили: мол, неплохой кадр, только сделайте меня похудее, повыше да помоложе.
"Мужики"
Не мужчины раздражают фотографа, а именно мужики, которые приходят на съемки с женами, делая и им, и фотографу огромное одолжение. Всю съемку они выделываются, фыркают и накаляют обстановку. Раз уж не смогли отказать даме сердца и пришли, уважайте чужой труд: терпите и слушайте указания специалиста.
Клиенты, которые лезут с советами
Встречаются фотографам умники, которые начинают в процессе раздавать советы по тому, как настроить фотоаппарат и выставить свет или как гармонично расположить декорации в цветовой гамме. Если человек знающий, фотограф с удовольствием прислушается. Но зачастую "знаток" представления не имеет о том, как вообще все это работает.
"Я не фотогигиеничный"
Да, фотографов эта фраза совсем не смешит.
Клиенты, которые ругают живые фото
Бесит, когда люди не воспринимают себя на репортажных снимках. Распространенная претензия: мол, фотографы специально меня уродуют! Дело в том, что именно на случайном фото вы выглядите так, как в жизни (а не на вымученном селфи, которое выбрали из сотни менее удачных).
Убеждены в том, что неотразимы
Не меньше фотографов раздражают люди с некорректным (или вовсе ложным) восприятием своей внешности: увидев фото, они обвиняют фотографа в том, что выглядят плохо. Чаще в этой категории – юные душой дамы под сорок. Поймите же, фотограф и так выбирает самый выигрышный ракурс и свет, но он ведь не волшебник.
Невоспитанные дети
А еще больше бесят их родители, которые в упор не видят, как чадо отдирает декор от стен в фотостудии, хватает руками объективы и лезет к фотографу в рюкзак.
Клиенты, которые не могут четко поставить задачу
Этим грешат многие: люди сами не знают, зачем пришли к фотографу. Зачастую это проблема гастрономической, предметной – да любой рекламной съемки: заказчик не говорит, что хочет видеть в кадре, отмахивается – мол, сделай красиво. В результате взгляд фотографа и клиента на "красиво" разнится – случаются конфликты и пересъемки, отказ от оплаты и все прочие прелести.
Опаздывают/приходят рано/поздно/отменяют съемку
График фотографа свят. В целом фрилансеры очень берегут свой распорядок, потому что при сдвиге одного дела корректировать приходится и все последующие. Так что фотографы ненавидят, когда клиенты переносят съемку, опаздывают или отказываются от сотрудничества в последний момент.
А когда решают прийти раньше и дышать в шею – раздражает просто потому, что процесс тут же сбивается: невозможно что-либо делать качественно второпях.
Специфические модели
Бесят безответственные модели, которые хотят красивых фото, но делать для этого ничего не хотят. Есть еще те, что снимаются обнаженными, а спустя какое-то время просят удалить фото (вероятно, из-за строгого кавалера). А на съемку тем временем было потрачено много времени и человеческих сил.
Некультурные коллеги
Некоторые фотографы не знакомы с культурой поведения на общей съемке. Чаще это люди, взявшие в руки зеркалку год назад, но есть и опытные фоторепортеры, которые тупо не замечают, что мешают коллегам. Они лезут друг к другу в кадр, во время концертов поднимаются на сцену, а самые наглые еще и торчат там по полчаса, закрывая все своей спиной.
Идеальный клиент…
...готовится к съемке во всем, что от него зависит: у него опрятный внешний вид, он располагает необходимым количеством времени, никого не торопит и не задерживает, слушает фотографа и старается.
Он не жадничает и не торгуется: готов доплачивать за дополнительные услуги, а если доволен работой фотографа – может заплатить и больше оговоренного: оставить ему что-то вроде чаевых.
Идеальный клиент точно знает, что хочет видеть на фото.
Он уважает время и компетенцию профессионала. Не опаздывает на съемку, а если даже незначительно задерживается, никогда не забывает предупредить. И никогда не лезет к фотографу с советами.
Читайте также:
- Антипрививочники, хамы, жалобщики: участковые педиатры – о том, что их бесит
- Истерики сотрудников, обвинения, галдеж: бухгалтеры – о том, что их бесит