13:37 27 Мая 2019
Прямой эфир
  • USD2.08
  • EUR2.33
  • 100 RUB3.22
Доллары в конверте, архивное фото

В Генпрокуратуре определили разницу между взяткой и подарком

CC BY-SA 2.0 / eFile989 / Mailing Money - Payments
Общество
Получить короткую ссылку
540 0 0

Разница между взяткой и подарком прописана среди прочего в проекте Закона "Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией", который Генеральная прокуратура подготовила и внесла на рассмотрение президенту.

МИНСК, 16 мая – Sputnik. Должностное лицо может принимать подарок только в ходе протокольных мероприятий, во всех остальных случаях подношение будет расцениваться как взятка, рассказал начальник управления Генеральной прокуратуры по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Игорь Грейбо, комментируя проект закона "Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией".

Прокуратура занималась подготовкой этого документа и уже внесла его на рассмотрение президенту.

О том, все ли подарки с протокольных мероприятий чиновник сможет оставить себе, а также о других предлагаемых нововведениях в борьбе с коррупцией Грейбо рассказал в интервью изданию "СБ. Беларусь Сегодня".

Подарок до 5 базовых

Представитель Генпрокуратуры объяснил, что оставить себе подарок с протокольного мероприятия чиновник сможет только в том случае, если его стоимость не превысит пяти базовых величин.

Причем если чиновник сам не сможет определить стоимость подношения, то он должен будет обратиться с этим вопросом в специально созданную на предприятии комиссию, которая оценит его стоимость.

"Если комиссия решает, что презент стоит меньше пяти базовых, то подарок отдается сотруднику в личное пользование. Если же стоимость больше, он переходит в распоряжение организации для использования в хозяйственной деятельности. При этом организация вправе выдать его сотруднику в пользование в рабочее время", – рассказал Грейбо.

Конфликт интересов и родственники на руководящих должностях

Новый закон предлагает ввести как обязательство для должностных лиц исключать возникновение конфликта интересов. Речь о ситуациях, когда директор предприятия завязывает деловые отношения с другой организацией, которой руководит его родственник.

"Мы предлагаем обязать должностное лицо исполнять порядок урегулирования конфликта интересов. Если он не будет соблюдаться, то к такому руководителю будут применены санкции вплоть до увольнения", – сказал Грейбо.

Кроме того, проект закона предлагает расширить перечень родственников, которым запрещено работать на руководящих должностях в одной организации. По действующим нормам, занимать посты директора, заместителя и бухгалтера на одном госпредприятии не могут близкие родственники — муж, жена, сестры, братья, родители и дети.

Проект закона предлагает этот перечень расширить.

"По новому закону, жена сына руководителя или, например, муж дочери также будут подпадать под эти ограничения", — пояснил Грейбо.

Кроме того, предполагается, что норма будет распространяться не только на госпредприятия, но и на предприятия с долей собственности государства 50 и более процентов.

Штраф для юрлиц-взяткодателей

Предлагается, чтобы за взятку отвечали не только физлица: взяткополучатель и взяткодатель, но и юридические лица, в чьих интересах действовал человек, заносивший деньги.

Как объяснил представитель прокуратуры, предлагается следующая схема: сначала проходит суд по факту дачи взятки или подкупа в интересах юридического лица. После того, как приговор вступит в силу и взяткодатель и взяткополучатель отправятся отбывать наказание, на юридическое лицо, в интересах которого была дана взятка, составляется протокол об административном правонарушении.

Решение по разбирательству будет выносить экономический суд.

"Мы предлагаем установить санкции за подобное нарушение в размере до 200% от суммы незаконно переданного вознаграждения. При этом сумма штрафа не может быть меньше 50 базовых величин", – рассказал Грейбо.

При этом, если в ходе разбирательства будет установлено, что взятку у юрлица вымогали, то проект закона предусмотрит возможность освобождения юрлица от ответственности.

"Оценивая обстоятельства коррупционных преступлений, мы видим, что много преступлений совершается именно в интересах юридических лиц, особенно закупки. Этот механизм будет сдерживающим фактором", – считают в прокуратуре.

Незаконная прибыль и работа во внеурочное время

Кроме того, в проекте более тщательно прописан раздел, посвященный декларированию доходов, а также ряд ситуаций, которые требуют более детального толкования. К примеру, прокуроры предлагают более тщательно рассмотреть различие между незаконно полученной прибылью и деньгами, заработанными честным путем.

"Согласно закону, государственное должностное лицо не может выполнять другую работу, кроме педагогической, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики. А руководитель предприятия, к примеру, решил в отпуске подзаработать комбайнером. Получалось, эти деньги он получил уже в нарушение антикоррупционного законодательства", – пояснил Грейбо.

Хотя в этом случае свои деньги человек заработал честным трудом. Прокуроры считают, что в законе нужно прописать такие моменты.  Предполагается, что руководителя накажут вплоть до увольнения, но возвращать деньги в доход государства ему не придется.

Подготовленный прокуратурой документ содержит и ряд других нововведений.

Теги:
коррупция, взятки, Генеральная прокуратура Беларуси, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik