В секонд-хендах Минска в день завоза не протолкнуться: "охотники" за фирменными вещами приходят за час до открытия, чтобы найти одежду, которую смогут не только носить, но и перепродать.
Вблизи секонд-хенда "МодаМакс" на Веры Хоружей ранним утром пятницы собралась небольшая толпа подростков. Первые гости приходят сюда в любую погоду более чем за час до открытия, встают в шумную очередь и ждут, когда откроется дверь. Если повезет, они смогут найти здесь хорошо сохранившуюся одежду приличных европейских марок; в особом почете у парней – британские.
Изнутри за стоящими на улице ребятами наблюдают продавцы. Прийти ранним утром подростки пообещали еще накануне, а сегодня шутливо упрекнули сотрудниц, пришедших в магазин в начале десятого: мол, опаздываете на работу. За минуту до открытия, говорят собеседницы Sputnik, толпа станет заметно больше.
В секонд-хенды ходят как на работу
"В основном дежурят подростки, их очень много, приходят группами. Ищут исключительно брендовые вещи – для перепродажи, скорее всего. Запретить им этого мы не можем – они ведь такие же покупатели, как и все остальные", – рассказывает заведующая магазином Светлана Ячная.
Ажиотаж в магазине в день завоза наблюдают постоянно: зачастую на качество "улова" влияет та самая секунда, которую парням удается сэкономить, заняв место ближе ко входу. Обновляется большая сеть, конечно, не синхронно: поступление в разные магазины происходит на протяжении всей недели. Говорят, те, кто всерьез занимается перепродажей, бывают на всех поступлениях – ходят в секонд-хенды буквально как на работу.
В магазин съезжается одежда из разных стран Европы, среди фаворитов у современной молодежи – Hollister Co, Stone Island, Marc O'Polo.
"Смотрите, вот джинсы Levi's, их точно не останется. Эти две футболки тоже сразу уйдут", – продавец Ольга со знанием дела перебирает вещи на вешалках, узнавая примечательные этикетки, ее шестнадцатилетний сын пару лет назад был в числе ребят-"охотников".
В этот день, рассказывают работницы, новые вещи везут сразу в два секонд-хенда в этом районе, так что подростки разбиваются на две команды, созваниваются и ближе к одиннадцати утра меняются местами.
"Летят так, что сносят сигнализационные ворота"
Пока ребята стоят за дверью, вглядываясь сквозь стекло и прикидывая, куда именно бросятся в первую очередь.
"Сами подумайте, тут можно за 20 рублей найти брендовый свитшот, который в каталоге на сайте (если бренд, например, вообще в Беларуси не продается) стоит 150 долларов. Какая разница, кто его носил, если он в нормальном состоянии, еще и прошел обработку какой-нибудь химией? Все люди хотят одеваться в крутые вещи, просто большинство не может себе этого позволить. Мне нравится "ловить" вещи, это какой-то адреналин даже", – делится Кирилл, ради "ловли" ему приходится пропускать занятия в школе.
Встречаются тут и люди постарше: в окно пристально вглядывается средних лет женщина – изучает единственный открытый с этого места для обзора стеллаж с женской одеждой.
"Она приходит к самому открытию в каждый привоз: набирает множество вещей – придерживает для кого-то (как-то она тут с нами полсмены провела). Покупает, правда, обычно совсем мало. Вообще, люди постарше идут чаще прямо к открытию, но молодежь всегда пускают вперед: влетают они так, что того, кто открывает дверь, буквально впечатывает в стену, иногда даже страдают сигнализационные ворота", – рассказывают продавцы.
К открытию толпа за дверью и правда становится существенно больше. За две минуты до десяти утра парень, занявший лучшее место у двери, улыбается продавцам через стекло и с готовностью хватается за ручку.
Толкаются, но не дерутся, вещи забирают без примерки
Едва открывается дверь, парни бегом бросаются к стеллажам, отталкивая друг друг друга – уверенно, но не зло. Одни уже осведомлены об особенностях здешней раскладки товара, так что со знанием дела движутся к конкретным вешалкам; другие начинают хаотично перебирать все, к каким могут подобраться.
Сперва бросаются в мужской отдел: так всегда, говорят в секонд-хенде, но потом они изучат и женскую одежду, и обувь. Говорят, некоторые "охотники" для удобства цепляют карабины себе на пояс или рюкзак, чтобы найденные вещи не занимали рук. В запале сбрасывают одежду с вешалок.
К слову, девушек среди ранних покупателей нет, все парни, некоторые – совсем юные, деловито отвечают на телефонные звонки: "Не могу говорить, у меня закупка". По словам продавцов, на контакт с ними ребята идут охотно, а о своем занятии говорят откровенно: как еще школьнику подзаработать?
Примечательно, что очередь в примерочную, аналогичная по размеру той, что стояла за закрытыми дверьми, не выстраивается. Некоторые набирают охапки приглянувшейся одежды и сразу идут на кассу – они намерены рассмотреть вещи в более спокойной обстановке.
"Они почти никогда не примеряют вещи: просто рассматривают и забирают – не на себя ведь. Набрать могут по пять-шесть вещей, даже больше. Иногда не оплачивают сразу – откладывают. Некоторые и с пустыми руками уходят", – рассказывают в секонд-хенде.
Люди постарше обходят молодежь стороной, но тоже активно изучают прилавки.
"Популярный магазин в округе. Когда приходишь даже на следующий день после завоза, остается не так много хорошей одежды, всю разбирают. Я же на пенсии уже, не работаю, вот и прихожу пораньше – иногда что-то себе покупаю, но чаще внуку", – поделилась со Sputnik одна из посетительниц, она тоже бродит по магазину с самого открытия.
Конфликтов в магазине не припомнят, вот и сегодня охотники не дерутся – спустя пять минут они уже изучили все полки, а теперь стоят в кругу, хвастают находками. Первыми уходят два парня, руки у них пустые; через пару минут еще один подросток просит на два часа отложить кеды Puma и направляется на разведку в соседний секонд-хенд.
"Они все знакомы друг с другом, продают все тоже кучей: скупили, привели вещи в порядок, выложили на аукцион или в соцсети, деньги поделили", – поясняет продавец Ольга.
Перепродажей занимаются и взрослые люди
Некоторые белорусы занимаются поиском одежды годами и даже пытаются построить на этом серьезный бизнес: привозят в республику вещи для перепродажи еще и из европейских секонд-хендов, ищут на интернет-аукционах.
Опытные перекупщики ищут не масс-маркет, который и в новом состоянии вполне доступен большинству белорусов, а марки класса люкс – вроде Lacoste, Diesel, Tommy Hilfiger. Размер берут средний – очевидно, что спрос на него будет выше. Оценивают вещь, справедливо исходя из ее состояния или просто удваивая потраченную сумму.
Взрослых любителей этого "ремесла", действительно частых посетителей секонд-хендов, в Минске не так и много, так что конкуренции как таковой нет: по словам собеседников агентства, заработать на этом заветные "по пятьсот" практически невозможно.