МИНСК, 17 сен — Sputnik. Все жильцы дома №17 по столичной улице Карла Маркса на прошедшей неделе получили письма о выселении в административном порядке.
"Если меня придут выселять с милицией, в подменное жилье не поеду, разобью палатку по дворе", — признается Sputnik старожил дома и официальный представитель жильцов дома номер 17 по улице Карла Маркса Сергей Петрович Леднев.
Квартиру в этом доме получал еще его отец — высокопоставленный представитель правоохранительных органов, затем приватизировал. Таких семей – потомков ветеранов КГБ и МВД – в доме несколько. В советское время этот дом был ведомственным.
В доме 22 квартиры. Жильцы подавляющего большинства из них не согласны с решением администрации Ленинского района, что дом находится в аварийном состоянии и они должны в срочном порядке покинуть свое жилье. Уехала лишь одна семья, которая около года жила здесь в арендованной квартире.
Остальные, получавшие предписание прокурора района покинуть квартиры до 14:00 понедельника, отказались выезжать и приготовились держать оборону.
Капремонт с реставрацией или реконструкцией
Эта история началась в 2013 году, когда одно из помещений дома по К. Маркса, 17 сдали в аренду под булочную. Проведенный арендатором ремонт закончился рядом трещин, которые пошли по стенам и фундаменту.
Согласно закону восстанавливать целостность здания должен тот, чьи действия привели к повреждению дома, говорит Леднев, а здесь, по его мнению, арендатор попытался переложить финансовые обязательства на бюджет. Так появился проект проведения капремонта с реставрацией.
"В феврале 2016 года нас пригласили на собрание, посвященное капремонту, и сказали: в помещении пекарни обнаружена трещина, и мы не знаем, что с ней делать. И вы на два месяца давайте выезжайте из своих помещений – мы дадим машины, у вас в квартире сделаем ремонт, новые трубы поставим, проводку, только выезжайте. И все это за счет бюджетных средств, хотя эти работы должны производиться за счет собственника. То есть нам была предложена взятка", — рассказывает Леднев.
Жильцы отказались. Как говорит Леднев, потому что "в арендном помещении все должны делать сами арендаторы за свой счет, а капремонт они готовы подождать". Однако спустя некоторое время жильцы узнали, что решение о капремонте с реставрацией все-таки принято. Они написали в прокуратуру. В первый раз решение приостановили. Но осенью 2017 года им снова начали приходить письма с просьбой выехать на два месяца в связи с проведением работ по усилению фундамента.
В ходе этой переписки с прокуратурой выяснилось, что теперь речь идет уже не о реставрации, а о реконструкции.
"Но здания, имеющие статус историко-культурной ценности, реконструкции не подлежат. Только реставрация. Мы возмутились. Как так?! Стали искать фирму-подрядчика, которая делает такие работы без отселения. И мы нашли эту фирму", — рассказывает Леднев.
Но оказалось, что фирма уже работает с чертежами по их дому. И да, сказали в фирме, проведение работ по усилению фундамента без отселения жильцов возможно.
А потом, по словам Леднева, появилось решение "Госстройэкспертизы", которое завело ситуацию в тупик. Согласно этому решению арендатору, утверждает Леднев, позволялась "реконструкция с расширением имеющихся проемов, устройство дверного проема", то есть планировали рубить стену.
"То есть они под капитальный ремонт протянули реконструкцию", — говорит Леднев.
Потом снова были собрания, несогласие жильцов и, наконец, заключение НПУП ”Стройреконструкция” о неработоспособном состоянии конструкций здания.
Выселиться до 14:00
На прошлой неделе все жильцы дома получили уведомление о выселении за подписью прокурора района.
"Согласно заключению "Стройреконструкция" общее техническое состояние указанного здания относится к предельному (предаварийному) — 5-й категории, характеризующейся признаками утраты несущей способности конструкции и возможностью ее обрушения в ближайшее время", — говорилось в письме.
Жильцам предлагалось "добровольное выселение в срок до 14:00 17 сентября 2018 года на время проведения капитального ремонта из жилого помещения, находящегося в доме 17 по улице Карла Маркса".
В противном случае прокуратура района готова будет инициировать выселение в административном порядке.
С 14 часов понедельника жильцы ждали прихода милиции и охотно рассказывали и показывали, почему их дом не является аварийным.
"Я всю жизнь проработала в строительстве. У меня сын — инженер-строитель. Неужели вы думаете, чтобы мой сын, который живет вместе со мной в одной квартире, позволил бы нам жить в этом доме, если бы он был в аварийном состоянии?" — рассказывает Галина Кузнецова.
Она приглашает в свою квартиру. Трещины в подъезде, замечает она, это лишь повреждения штукатурки. В несущих конструкциях трещин нет. Аккуратный ремонт в квартире, внешне ни намека на проблемы. Она говорит, что ей и некуда выезжать.
"Нам некуда выехать. Может, у кого-то есть родственники. У меня есть друзья, но я не могу себе позволить на неизвестно какой срок приехать к друзьям, простите", — говорит Галина Геннадьевна.
По словам Леднева, "Госстройэкспертиза" дала заключение о степени износа здания на уровне 39%.
"А по этому заключению у нас пятая категория — это свыше 70%. То есть это вы ткнете пальцем, и оно упадет", — говорит Сергей Петрович.
На таблетках
Леднев признается, что старожилам все эти многолетние битвы дались непросто. Многие пожилые жильцы последнее время живут на таблетках. Он рассказывает о Нине Андреевне Алешкевич из 4-й квартиры – легенде, по его словам, этого дома.
"Она в 46-м году работала здесь на разборке руин. Всю жизнь здесь жила, ветеран внутренних войск. И после того, как мы начали эти "письма счастья" получать, у нее ухудшилось состояние здоровья. Умерла в феврале, 4 дня не дожила до правительственной награды по случаю 100-летия Вооруженных сил", — рассказывает Леднев.
В письме прокуратуры речь идет о предоставлении жильцам аварийного, по мнению администрации Ленинского района, дома жилья из маневренного фонда. Но ехать туда люди не хотят. Во-первых, потому, что им никто толком не объясняет, как это надолго и что будет дальше, а во-вторых, они убеждены, что если выедут, вернуться назад в их квартиры им не позволят.
Они не знают, что толком делать дальше, но сдаваться и покидать квартиры не намерены. Они убеждены, что в этой истории есть заинтересованные лица, которым понадобилось все это, чтобы объявить их дом аварийным, их выселить, а затем перевести помещения в разряд нежилых.