Пожар на Ольманских болотах начался в пятницу, его тушили всю ночь и к воскресенью смогли локализовать. Корреспондент Sputnik Елена Васильева прошлась по болоту и посмотрела, ради чего лесничие сражались с огнем.
Даже в субботу, когда горело болото, сбор клюквы поблизости не останавливался. Сотрудница на приемке ягод вспоминает: люди порой жаловались, что вертолет МЧС шумит.
В трех километрах от места возгорания торфяника можно сдать клюкву. Дальше — болото. Сейчас местные жители несут клюкву из леса мешками, грузят их на велосипеды. В одном мешке может быть до тридцати килограммов ягод, и это один из источников дохода жителей. Если собирать клюкву с девяти утра и до вечера, за день можно заработать почти пятьдесят рублей. Чернику принимают по еще более выгодной цене, за месяц можно насобирать на зарплату айтишника, смеются на приемке.
"Что делать? Богу молиться"
Пожар был виден из соседней деревни. До места возгорания по болоту можно доехать за сорок минут на вездеходе, идти пешком еще дольше. Чтобы сэкономить время, на болотоход садились по пятнадцать человек. В ночь с субботы на воскресенье сотрудники Полесского и соседних лесхозов почти не спали, но даже этих сил не хватило, чтобы локализовать пожар, пришлось вызывать авиацию МЧС.
"Было принято верное решение по вызову авиации. Материальные затраты могут показаться большими, но что это в сравнении с тем ущербом, который мог нанести огонь? Вы сами видите — если не лес, за что будут жить люди?" — пояснил инженер по охране и защите леса Сергей Стадник, кивая на сборщиков клюквы.
Главный лесничий Дмитрий Бакунец был в командировке, когда ему поступил звонок. В течение двух часов группа уже была на месте, а первой пришла подмога из Столинского лесхоза во главе с лесничим Александром Колбом.
"Нужно было определить площадь и очаг распространения огня. Самым сложным было перейти пожар с востока на запад, чтобы можно было его локализовать. Мы обошли самые опасные участки, чтобы избежать перехода огня на них. Основной задачей было сужение пожара, чтобы огонь не перебросился на территорию Столинского лесхоза", — рассказал Стадник.
Болотоходы вытаптывали территорию вокруг возгорания, чтобы ограничить распространение огня. С воздуха помогал вертолет МЧС МИ-8 и самолет АН-2. Не вся техника выдержала такую интенсивную работу, один болотоход остался на месте борьбы с пожаром.
Самое сильное возгорание на памяти Сергея произошло в 2015 году, тогда горело почти восемьсот гектаров, во время недавнего пожара огонь охватил примерно пятьдесят гектаров. Первой мыслью инженера было воспоминание о ситуации трехлетней давности, но удалось ее не допустить. Благодарят и соседние лесхозы — Лельчицкий, Столинский и другие, и отдельно — небесную канцелярию.
"Богу молиться, что делать", — вспоминает инженер свои первые мысли в момент, когда появилась угроза быть окруженными огнем. Он признался, что в какой-то момент уже попрощался с жизнью и с такими мыслями принялся бороться с возгоранием.
Болотоходы из 80-х
Главное богатство лесничества — это вездеход. Он оснащен противопожарным оборудованием и может привезти пятнадцать человек и около восьмисот литров воды. По следу болотохода в случае пожара идут люди и вручную опрыскивают территорию.
Но два болотохода остались еще с восьмидесятых годов, один из них борьбы с огнем на этот раз не выдержал. Сейчас лесхоз планирует закупить новые болотоходы, и речь не только о фабричных экземплярах, но и о болотоходах от местных умельцев.
Группа планирует продолжать контролировать ситуацию еще двое-трое суток. Пожар потушен, прошли дожди, но остается опасность, что уголек провалился в купину болота. Если ветер раздует его, пожар может вернуться, хоть лесничие надеются, что этого не случится.
"Это моя работа, это моя жизнь"
Необходимость проработать всю ночь сотрудники лесхоза комментируют спокойно.
"Это моя работа, это моя жизнь. Лесничие не только сажают лес. Есть среди обязанностей рубка, уход за молодняком, создание противопожарных разрывов. Но как только случается возгорание, люди бросают работу и, даже если рабочий день окончен, приезжают на вызов", — рассказал Стадник, когда пожар уже был потушен и пришло время возвращаться домой.
Они утверждают, что и жены лесничих к подобным ситуациям относятся с пониманием.
"И на посевной работают ночами, бывают периоды, когда нужно бросить все силы. Жена моя молодец, сумку передала, аккумулятор для телефона тоже. Она знала, за кого замуж выходила", — рассказал главный лесничий Полесского лесхоза.
Руководство организует подвоз пищи и бытовые условия, устанавливают палаточный городок. На месте возгорания на этот раз дежурила карета скорой помощи. Сотрудники лесхоза знают, как собрать сумку так, чтобы продержаться и трое суток.
"Надо — значит надо", — кратко объясняет Иван Яковлевич, который управлял одним из болотоходов. Вопрос о том, как подготовиться к дежурству, которое может продлиться несколько суток, вызывает у него недоумение, но он все же поясняет: "Все с собой, ведь это болото".