Ивана Шатько не стало девять лет назад. Он прошел почти всю войну, 17-летним в феврале 1942-го попросился на фронт. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, освобождал Беларусь, Прибалтику.
Был награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы 3-й степени. Но периодически говорил сыновьям, что, кажется, его должны были наградить еще одним орденом. Ветеран не ошибался, но это стало понятно только сейчас.
Год назад сыновья Ивана Яковлевича изучили рассекреченные базы, выложенные на сайте "Подвиг народа", и нашли наградной листок отца.
"7 апреля 1945 года на подступах к Кенигсбергу красноармеец Иван Яковлевич Шатько, будучи тяжело раненным, не покинул поле боя, занял место погибшего наводчика и продолжил бой", — пересказывает содержание наградного листка советник посольства РФ в РБ Маргарита Новодворская во время церемонии вручения удостоверения ордена Славы 3-й степени семье ветерана.
В среду в посольство России в Беларуси пришли три поколения семьи Шатько.
История потерянной награды
Отец не любил рассказывать о войне, признается сын ефрейтора-орденоносца Вячеслав Шатько. Говорил: "Что вспоминать… Тяжелое время…"
И все-таки кое-что рассказал. К примеру, о том, что пошел добровольцем в том числе потому, что в армии было больше шансов выжить. Войну он встретил в Ленинграде, куда приехал учиться, а тут случилась блокада. В армию его, 17-летнего, взяли с третьей попытки.
"Они с другом услышали, что в армии кормят. Первый раз военком спросил: "Сколько лет?", а ему было 17. Ему говорят: "Свободен, таких не берем". Во второй раз опять — не берем. А в третий раз сели на крыльцо, уже нет сил идти, и тут выходит военный, спрашивает: "На лыжах ездить умеете?" Они: "Умеем". И так он попал в лыжный батальон, который всю зиму 41-42 годов охранял Дорогу жизни", — рассказывает Вячеслав Иванович.
За прорыв блокады Ленинграда в 43-м ефрейтор Шатько был награжден орденом Красной Звезды, был ранен, однако после госпиталя снова вернулся на фронт. Участвовал в освобождении Беларуси, снова проявил себя — получил орден Славы 3-й степени — и снова был ранен.
Затем были бои за Прибалтику и еще один боевой орден Красной Звезды. В апреле 45-го заряжающий самоходной артиллерийской установки СУ-76 Иван Шатько отличился в боях за Кенигсберг — будучи тяжело раненным в ногу, сменил убитого наводчика и продолжил бой.
А потом случилось глупое недоразумение. Будучи в госпитале в Горьковской (ныне Нижегородской) области, молодой боец позволил себе вырвать и съесть морковку с колхозного поля.
"Они из лечебного корпуса ходили в жилой через колхозное поле, а там росла морковка. Осень, есть хочется, а ему и 21 года нет. Отец рассказывал: "Смотрю, охранник отвернулся, я морковку — и в рот. Пока дошел до госпиталя, меня уже встречают автоматчики. И сразу в комнату — под суд — за расхищение социалистической собственности. Женщина-председатель говорит: лишить орденов и пять лет…" Отец говорил, что тогда не выдержал — едва не расплакался. Вышел, а следом вышла эта женщина и сказала: "Тебе два часа времени, чтобы тебя здесь не было". Он и уехал", — рассказывает сын ветерана.
Возможно, предполагают сыновья, наградной листок и приходил в госпиталь, но из-за этого недоразумения с морковкой найти отца тогда так и не смогли.
Три поколения
После войны Иван Шатько вернулся на родину, в деревню в Чашникском районе. Работал трактористом, бригадиром в колхозе и иногда вспоминал о "потерявшемся" ордене.
Вячеслав Шатько говорит, что в середине 80-х пытался разыскать след той награды. Но тогда в Подольском архиве ему сказали, что никаких документов на отца нет.
А пару лет назад в сети стали появляться рассекреченные документы тех лет. И среди них — в электронном банке документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов" — Вячеслав Иванович нашел наградной листок отца.
Около года он вел переписку с Министерством обороны России. И вот в среду семью Шатько пригласили в посольство России в Беларуси.
Советник посольства Маргарита Новодворская призналась, что посольство постоянно проводит работу по поиску ветеранов и их семей для того, чтобы вручить не врученные в свое время награды. Но нынешняя церемония, по ее словам, получилась особой. В том числе потому, что в посольство пришли сразу три поколения семьи Шатько — сыновья, их дети и внук.
"Это означает, что в вашей семье берегут и чтут память отца, деда и прадеда", — заметила Новодворская.
Вячеславу Шатько вручили удостоверение орденоносца.
"Сам орден не был вручен, поскольку ветерана нет в живых. В такой ситуации по действующему законодательству у нас вручается удостоверение к награде для хранения в семье", — пояснил позже журналистам помощник военного и военно-воздушного атташе РФ в РБ Илья Мелитовский.
Вячеслав Шатько признался, что доволен. Говорит, для него важно было восстановить справедливость — в память об отце.