Сегодня Эдуард Зарицкий должен был возглавить государственную комиссию на экзамене в Академии музыки. Двадцать дней назад он позвонил завкафедры композиции и сказал, что, вероятнее всего, не сможет присутствовать в консерватории 8 июня — врач огласил диагноз.
Сегодня попрощаться с композитором в зале Академии музыки пришли его коллеги, ученики, близкие.
Судил конкурсы, но не осудил никого
"Не могу найти слова, чтобы выразить свое отношение к Эдуарду Борисовичу, к Эдику Зарицкому. Его жизнь была не легче, чем у нас всех, но я никогда не слышала жалоб. Он не жаловался на житейские проблемы, жизненные коллизии, он был очень светлым и мудрым человеком, был снисходителен к человеческим слабостям и недостаткам, не участвовал в дрязгах", — сказала во время панихиды профессор Галина Горелова.
Вспомнив об исключительном чувстве юмора музыканта, она рассказала, что Зарицкий при этом никогда не позволял себе над кем-то насмехаться или иронизировать.
"Он был председателем жюри в десятках музыкальных конкурсов, но не осудил ни одного человека. Он понимал, что в мире искусства всем найдется свое место. Именно Эдик Зарицкий был стержнем, который не давал нашей организации рассыпаться", — рассказала Горелова.
На ступеньках с цветами стояли музыканты оркестра Финберга, с которыми долгое время работал композитор. Все, кто когда-либо сталкивался с ним лично, говорили не только о таланте, но и о человеческих качествах Зарицкого.
"Эдуард Борисович был нашим другом на протяжении многих лет. Он был веселым, жизнерадостным, отзывчивым. Любой вопрос можно было решить, позвонить ему в любое время. Мы много работали вместе, некоторое время он был нашим концертмейстером. Для нас это неожиданно, он всегда был цветущий, юморной…" — рассказали о Зарицком музыканты из оркестра Финберга.
Проститься с артистом пришли многие, соболезнования близким от президента Беларуси зачитал глава министерства культуры Юрий Бондарь. В последний путь композитора провожал военный оркестр. Но среди венков от министерств и ведомств было много от друзей, соседей, коллег.
Некогда возглавлявший Дворец культуры ветеранов Евгений Барсуков рассказал об отношении Зарицкого к тем, кто прошел войну.
"Эдуард Борисович — человек открытой души, который посвятил себя не только творчеству, но и людям. Его доброе теплое отношение чувствовали ветераны. Они с благодарностью говорили о произведениях, которые он написал. "Как пришла к нам победа" — это, наверное, самая ценная музыкальная композиция для ветеранов. Он не единожды бывал на наших мероприятиях, такой это теплый отзывчивый человек. Главное, чтобы его не забыли", — поделился Барсуков.
Друг, а не просто музыкант
Зарицкий был заместителем председателя Союза композиторов. Его хотели выбирать главой Союза, но композитор, по словам Гореловой, проявил преданность Игорю Лученку. Провожая друга в последний путь, Лученок рассказал, что в последние годы часто подолгу беседовал с Зарицким.
"Я благодарен ему за нашу дружбу. Не зря с ним прощается наша армия, он написал много произведений на военно-патриотическую тему. Армия будет помнить его, это память сердца. А я сохраню его образ в своем сердце", — пообещал Лученок.
"Эдик был друг, а не только музыкант", — рассказал один из коллег Зарицкого.
Он был очень скромный человек, об этом повторял почти каждый, кто поднимался на сцену и произносил слова в память о композиторе. Даже аплодисменты, которыми народного артиста проводили в последний, были исполнены спокойного достоинства.