Березовый сок в городке Старые Дороги производят уже не один десяток лет. Именно здесь расположено богатое на березы лесное хозяйство и плодоовощной завод, снабжающий напитком не только Беларусь, но и другие страны. Корреспондент Sputnik Валерия Берекчиян узнала, как делают березовый сок в белорусской провинции.
Сок дают почти 5 тысяч берез
Перед попаданием на магазинный прилавок стародорожский березовый сок проходит долгий путь. Отправной пункт — местное лесное хозяйство.
Сегодня сок собирают из почти пяти тысяч берез на особых лесных участках. Выбирают подходящие: те, которые через пять лет планируется срубить, абсолютно здоровые и со стволом не меньше двадцати сантиметров в диаметре.
"Задействуем березы подальше от полей с их удобрениями и дорог с выбросами, чтобы продукт получался экологически чистым", — рассказал ведущий инженер по лесозаготовкам и переработке Петр Чиж, провожая нас по одному из участков.
Кругом — березы с привязанными к ним двадцатилитровыми целлофановыми мешками. Поздним утром не встретить ни одного пустого: за сутки из каждого дерева натекает от 10 до 30 литров.
"Хоть что-то за ночь да натекло. Смотрите, вот тут почти полный мешок, хорошая береза", — указал один из сотрудников местной лесной бригады.
В мешки сок попадает из небольших отверстий по специальным "лоткам". Интересуемся, не страдает ли дерево. "Всякое ранение вредно, как и маленький порез на пальце. Потому и задействуются березы, которые вскоре планируется вырубить", — признался Петр Чиж.
Сегодняшней прохладе в лесхозе рады: подсочку осуществляют весной — до набухания почек. Как только появятся первые молодые листочки, сокодвижение прекратится.
"Оптимальная температура — около семи градусов тепла. Если плюс двадцать продержится больше трех дней, начнется брожение. Тогда придется дезинфицировать отверстия, лотки и мешки, чтобы сок шел чистым", — рассказал инженер.
Почти 400 тонн за сезон
За минувшие десять дней стародорожский лесхоз заготовил уже 127 тонн березового сока. Работа кипит: по заданию на сезон нужно вдвое больше. В среднем сок добывают на протяжении месяца — так было в прошлом году. Тогда благоволила погода, вспоминают сотрудники: первую партию сдали уже в начале марта, а заготовить смогли вдвое больше запланированного: 380 тонн.
От дерева к дереву свежий сок собирает трактор в огромную бочку, потом ее отвозят на местный перерабатывающий завод.
Заготовкой сока в стародорожском лесхозе занимается шесть бригад по три-четыре человека. Некоторые из них встречают гостей у небольшого костра вблизи подъездной дороги.
"Я в лесничестве 26-й год работаю, из них 22 — сок собираю. Самое сложное — мешки правильно подвязывать, иначе сок может мимо течь. Никто не любит эту работу делать, но она же важная такая! Приходится мне", — рассказал сотрудник бригады Владимир Герасимович, сливая в бочку сок из почти полного мешка.
Для местных жителей участки заготовки — локации для дополнительного заработка: порой их нанимают, если требуется помощь, правда, за небольшую, по словам Петра Чижа, плату.
Получить "свою" березу может любой желающий
Случаи незаконного спуска, рассказывает он, случаются крайне редко. Незаконная добыча березового сока карается штрафом (до 50 базовых величин — около 600 долларов). К тому же, за хозяйством следят лесная охрана и госинспекция охраны животного и растительного мира при президенте.
Купить свежий березовый сок можно в любом лесничестве района по 14 копеек за литр: к примеру, за вчера местным жителям продали целую тонну. Основная же масса ежедневно уезжает на завод.
Некоторые из местных берез используются обычными гражданами: им разрешено заготавливать березовый сок самостоятельно и бесплатно. Лесной билет в хозяйстве выписывают всем желающим, инструктируют их и "закрепляют" за ними подходящие деревья.
"По три-пять берез на семью. А когда заканчивается срок заготовки, обязываем заделать "ранку" и "сдать" березы по всем правилам. Черного рынка, пожалуй, нет: он может возникнуть, если разрешать заготовку сока индивидуальным предпринимателям. Но они к нам не обращаются, хотя предоставить участок по запросу мы обязаны и им тоже", — поделился Петр Чиж.
Требования местного завода к качеству поставляемого сока — высокие (в частности, потому, что продукт увозят за границу), да и поставщиков хватает, рассказал он.
"В первых партиях у нас была нехватка твердых веществ, завод брать не хотел, теперь все в порядке. Поставщиков у них много, даже очереди стоят: не успевают весь перерабатывать", — рассказал ведущий инженер по лесозаготовкам и переработке.
Сок едет в Норвегию, Англию и не только
Пройдя не одно отделение Стародорожского плодоовощного завода, сок попадает в стеклянные бутылки с этикеткой "Стадар", которые можно встретить на магазинных полках по всей стране.
По словам начальника отдела сбыта Егора Дубовка, завод работал давно, однако в 2012 году его решено было снесли. Построили заново и оснастили линией, которая позволила ему специализироваться на соковой продукции.
"Объемы производства всегда разные: сезон на сезон не похож. В прошлом году заготовили около 1200 тонн, а в этом даже прогнозировать не можем: посмотрите в окно, разве угадаешь?" — задумался он.
Из общего объема производимого тут березового сока белорусы выпивают лишь 15% — остальное уезжает в Россию, Польшу, Германию, Норвегию и Англию. "Если не брать в расчет большие города, многие белорусы делают березовый сок сами", — пояснил он.
Как это работает
Сок из всех близлежащих лесхозов прибывает к заводу в машинах. Производственная лаборатория отбирает образцы, определяет нормированные показатели и решает, пригоден ли он для производства.
На территории завода не слишком многолюдно, но весьма шумно: за самую сложную работу в каждом отделении отвечают машины, которые трудятся, конечно, под контролем людей.
"Объемы внушительные, так что на розлив в бутылки мы отправляем только часть сока, остальное после кратковременной высокотемпературной стерилизации помещаем в асептические мешки по 220 килограммов для дальнейшего хранения в качестве полуфабриката. Консервантов мы в сок не добавляем, а пройдя этот процесс, он может храниться два года. Так его удается использовать не в сезон", — рассказала начальник цеха Дарья Теникова.
Сок, который решено разлить, первым делом фильтруют. В отделении приготовления в него добавляется лимонная кислота и — при необходимости — сахар или другой сок. Пройдя деаэратор (аппарат для удаления воздуха), сок поступает на фасование.
Машина для фасовки разливает сок по бутылкам, которые к этому времени также успевают пройти предварительную обработку. Аппарат для укупорки закручивает на них крышки, после чего сотрудники грузят разлитый сок в специальные сетки и помещают в стерилизаторы. Дальше их остается только промаркировать: обернуть в этикетку, нанести дату на пробку, приклеить контрольный знак и отправить на склад.
Березовый сок тут предлагают не только в чистом виде, но и в смешении с другими соками: яблочным, гранатовым, черничным, есть даже напиток с мятой и хлебным ароматом. Последний, по словам Дубовка, особенно оценили недавно побывавшие на заводе немцы.