Первая атомная станция в Беларуси должна не только стать самым большим инвестиционным проектом в стране, но и изменить экономический уклад. Корреспондент Sputnik отправился в пресс-тур в Островец, чтобы узнать, как все обстоит на самом деле.
Всего два часа езды на автобусе – и команда из российских и белорусских журналистов прибыла из Минска в Островец.
Не атомом единым
До начала строительства первой белорусской атомной станции в городе Островце жило всего восемь тысяч жителей. Сейчас местные шутят, что им повезло, ведь такой проект даст работу горожанам на многие поколения вперед.
Сейчас Островец напоминает огромную стройплощадку – возводятся новые микрорайоны, школы, детские сады, спортивно-оздоровительный комплекс и супермаркеты.
Когда закончат строить атомную станцию, Островец окончательно изменит свой облик. Помимо современного жилья в городе возводится новая больница, которая будет обслуживать город атомщиков и близлежащие районы. Свирид заявил, что в Островце вместо восьми тысяч жителей станет проживать порядка 30 тысяч. Так строительство БелАЭС навсегда изменит некогда аграрный край и сделает из него промышленный кластер на уровне всей страны.
Экологи одобрят
Стройплощадка белорусской атомной электростанции находится в 20 километрах от города. Дорога к ней пролегает через леса и живописные поля. Сейчас половину Островецкого района занимают лесные угодья, в которых водятся косули, зайцы, лоси и даже олени. Особую гордость местных рыбаков представляет атлантический лосось, который приходит на нерест в местные речушки.
Раньше экологи волновались, что БелАЭС нанесет непоправимый урон местной флоре и фауне. Однако Свирид развеял все опасения: БелАЭС находится в пяти километрах от водозабора в реке Вилия. Никаких дамб на пути нереста ценной рыбы никто строить не будет.
Безопасная и компактная
Строительная площадка впечатляет масштабами: на 200 гектарах возводится атомная электростанция по самому современному проекту "3+". Сейчас завершается возведение первого энергоблока АЭС, вслед за которым строится и второй.
По словам начальника реакторного цеха Александра Канюки, который участвовал в строительстве атомных станций в Китае и Индии, это уникальный по своим характеристикам объект.
В 2019 году генподрядчик обещает ввести в строй первый энергоблок. Второй запустят вслед за ним в 2020 году. Канюка отметил, что все работы идут по графику. Про стройку и оборудование начальник реакторного цеха готов говорить воодушевленно, и парогенераторы для БелАЭС, произведенные в Волгодонске, у него не какие-нибудь, а "прекрасные".
Первым делом — тренировки
Все время, что возводится атомная станция, идет обучение и подготовка персонала для работы на ней
Всего на БелАЭС потребуется две тысячи сотрудников. Порядка 600 подготовят в учебном центре, который начал функционировать в 2016 году. "Обучение будет вестись по 45 специальностям", – уточнил начальник учебно-тренировочного центра Владимир Горин.
Сейчас практически полностью набран персонал для первого энергоблока, все сотрудники проходят подготовку в учебном центре.
Горин с гордостью говорит, что в центре стоит точная копия блочного пульта управления, где будущий персонал управления энергоблоком получает необходимые знания.
Начальник учебного центра отвел журналистов в святая святых – учебный зал, но строго запретил переступать "красную линию". В центре продолжаются занятия пятой из восьми смен, и никто не должен отвлекать персонал, тем более журналисты.
Горин уверенно назвал основной задачей обучения прививание культуры безопасности работы на АЭС.
Говоря о возможностях учебного центра, он с гордостью отмечает, что модели позволяют отрабатывать 200 сценариев, которые могут трансформироваться в тысячи решений, но достаточно на самом деле и сотни. Этого хватает, чтобы обучить персонал всему необходимому. Напоследок Горин добавил, что весь персонал проходит еще и стажировку на действующих атомных станциях.
По завершении экскурсии представители Министерства энергетики Беларуси и российской группы компаний "АСЭ" заявили, что готовы проводить ровно столько пресс-туров, сколько нужно, чтобы развеять все сомнения в безопасности строительства БелАЭС.