Что ждет белорусское образование: тезисы Карпенко

© Sputnik / Виктор ТолочкоМинистр образования Беларуси Геннадий Карпенко
Министр образования Беларуси Геннадий Карпенко - Sputnik Беларусь
Подписаться
Репетиторов сравнили с коррупционерами, гимназий может стать меньше, а в обучении необходимо использовать технологии дополненной реальности.

Республиканский педагогический совет проходил в Минске в среду и четверг. В последний день работы педсовета на нем выступили президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Министерства образования Игорь Карпенко.

В ходе выступления министр обозначил векторы развития сферы в ближайшие годы. Sputnik приводит основные поднятые Карпенко темы.

Республиканский педагогический совет с участием Александра Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко вспомнил свои школьные годы

Перейти на всеобуч

"В стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование. Есть государственный запрос на квалифицированного хорошо образованного специалиста", — пояснил необходимость перехода к обязательному всеобщему образованию министр.

По словам Карпенко, в Кодексе об образовании" заложен законодательный коридор" для новации, а на всеобуч есть и общественный запрос.

Смотреть не на ЦТ, а на личность

"Качество образования не должно измеряться результатами централизованного тестирования (ЦТ) предметных олимпиад или получением мест в гимназиях. Образование должны оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика", — заявил Карпенко.

Министр отметил, что готовить надо не "отдельных элитных учащихся, а помочь всем".

Ужесточить требования к гимназиям

В Беларуси сегодня 15 видов учреждений общего среднего образования, из них больше всего вопросов у министра вызывают гимназии.

"Из двух сотен на слуху несколько десятков. Предлагаю ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизаций", — заявил он.

По словам министра, профилизацию следует связывать не со вступительным экзаменами в гимназию, а с осознанным выбором школьником профессии. "А это возможно в более старшем возрасте. Поступление в гимназию сегодня — не желание ученика, а амбиции его родителей", — заявил министр.

Республиканский педагогический совет с участием Александра Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко недоволен системой профтехобразования

По словам Карпенко, обычные общеобразовательные школы имеют "такое же право на дальнейшее обучение одаренных учащихся".

Лицеи уберут, оставят колледжи

Убрать лицеи из системы профессионально-технического образования и сохранить лишь колледжи — предложение Минобразования в сфере ПТО.

Также министр призвал повышать интерес к рабочим специальностям за счет активного вовлечения детей в шестой школьный день.

Провести оптимизацию университетов

Как напомнил Карпенко, в Беларуси 28 вузов готовят по экономическому профилю, 17 — по юридическому.

"Необходимо провести оптимизацию с учетом профиля университетов, кадрового потенциала и базы", — заявил министр.

Карпенко вновь подчеркнул недопустимость дублирования подготовки по одним и тем же специальностям — не только в вузах, но и ссузах.

Республиканский педагогический совет с участием Александра Лукашенко - Sputnik Беларусь
Президент выступил за то, чтобы вузы были профильными

Призвал пересмотреть требования министр и к заочной форме получения образования, а в докторантуру решено принимать только по целевому направлению на основе грантов.

В вузах также необходимо расширить количество специальностей на английском — для экспорта образовательных услуг, уверен министр. Как и расширять изучение китайского языка.

Вместо выпускных экзаменов — еще один тест

Благодаря введению централизованного тестирования в Беларуси удалось исключить коррупцию, напомнил Карпенко.

"В то же время опыт показал определенное несоответствие между средним баллом аттестата и результатами централизованного тестирования. Наверное, не зря идет полемика по возвращению к пятибалльной системы оценок", — высказался министр.

Кроме того, добавил он, "время диктует необходимость изменить понимание выпускного экзамена за курс средней школы". После 11-го класса вместо экзаменов дети будут сдавать общеобразовательный тест, а после девятого класса экзамены будут независимыми.

Республиканский педагогический совет с участием Александра Лукашенко - Sputnik Беларусь
Школьные учебники полностью заменят к 2019 году

При поступлении — собеседования

Среди предложений министра — изменить механизм проведения вступительной кампании.

"Для отдельных специальностей необходимо проводить специальные собеседования до подачи в вуз. Позитивный пример — собеседование для педагогических специальностей. По некоторым специальностям — введение внутренних экзаменов при поступлении", — отметил Карпенко.

Добавить больше технологий

Чиновники хотят рывка в создании информационно-образовательного пространства. В пример приводят Россию, которая придет к этому в течение двух лет.

Среди ожиданий — оснащение школ высокоскоростным интернетом, введение электронных дневников и журналов и другие новации.

Кроме того, власти хотят видеть в образовании больше современных технологий — включая дополненную реальность.

Разобраться с репетиторами

Министр уверен, что педагог — ключевая фигура в образовании, а статус в обществе во многом определяется личностью учителя.

Детский сад - Sputnik Беларусь
Президент поручил удвоить доход воспитателей детсадов и яслей

"Можно ли говорить об уважении к своей профессии у так называемых репетиторов", — задался вопросом Карпенко.

По словам министра, многие учителя заинтересованы теперь не в проведении поддерживающих уроков, а в занятиях репетиторством — в том числе и вовлеченные в школьный образовательный процесс детей педагоги и подготовку их к вузам. "А это завуалированная форма коррупции", — отметил министр.

По решению властей в трудовые контракты учителей будет внесена норма о том, что педагоги должны будут информировать нанимателей о деятельности в качестве репетиторов.

И заняться воспитанием

"Необходимо поднять на новый уровень воспитательный потенциал", — призвал Карпенко.

По словам министра, каждый урок имеет огромный воспитательный и идеологический потенциал, а эффективность реализации — в руках педагога. Призвал он искать новые подходы в воспитательном процессе.

Для этого Карпенко хочет возродить "лидирующие роли" БРСМ, пионерии, студенческих организаций. Необходимо отказаться от формализма и "наполнить деятельность реальными делами", уверен министр.

По словам Карпенко, незаслуженно забыты "коллективные творческие дела", а новый импульс надо придать школьному и студенческому спорту, волонтерскому и тимуровскому движениям.

Изменятся ли экзамены в Беларуси, сократят ли набор в вузы и вернется ли страна к пятибалльной системе оценок?  В четверг в 19:00 смотрите на сайте и социальных сетях Sputnik обсуждение итогов педсовета с известным преподавателем Евгением Ливянтом.

Свои вопросы ведущим и Ливянту, а также комментарии и мнение о реформе образования оставляйте в комментариях и наших аккаунтах ВКонтакте, в Одноклассниках и Facebook.

Лента новостей
0