Начало нового учебного года — повод вспомнить о детской безопасности. Несмотря на рекомендации учителей, даже младшие школьники зачастую бегают в школу, которая чаще всего находится прямо во дворе, самостоятельно. Но насколько безопасна дорога в школу? Sputnik совместно с инспекторами столичной ГАИ изучил вопрос.
Что мешает нам жить в городе? У каждого есть свой список частных претензий. Проект Sputnik "Городская среда" каждую среду рассказывает о трудностях жизни в большом городе и возможностях их преодолеть. Если у вас есть темы для "Городской среды" — пишите на office@sputnik.by, вместе мы найдем выход из ситуации.
Возле многих минских школ в последнее время появились "лежачие полицейские", знаки ограничения скорости и дорожные сепараторы, которые заставляют водителей снижать скорость движения.
В столичной Госавтоинспекции отмечают: в этом году аварий, в которых пострадали дети, стало на 30% меньше. И, тем не менее, они все-таки случаются.
Большинство школ проектировались еще в советские времена и подъездные пути к ним не были рассчитаны на такое количество транспорта, которое есть сегодня. И дороги вокруг школ далеко не всегда соответствуют современным требованиям безопасности — зачастую нет тротуаров, на некоторых участках очень интенсивное движение и т.д. Старый район в одночасье не перекроишь, но определенные меры безопасности, котрые позволяют детям чувствовать себя увереннее, а родителям — спокойнее, в столице предпринимаются.
На опережение
Придя на линейку в среднюю школу №101, ребята вряд ли ее узнают — территория возле учебного заведения за лето изменилась до неузнаваемости. Тут появился и "лежачий полицейский", и сепараторы.
Инспекторы ГАИ поясняют: ранее это место считалось проблемным. Хотя школа и находится во дворе, к ней примыкает улица Фанипольская, на которой действовало скоростное ограничение 60 километров в час. А тротуаров здесь не было — дети шли прямо по проезжей части.
"Водители ездили со скоростью 60 километров в час. Они ничего не нарушали, потому что это улица", — рассказывает инспектор отдела дорожной инспекции ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Шадуя.
Обстановку усугублял и тот факт, что автомобили парковались прямо на дороге — поворачивая на Фанипольскую с проспекта Жукова, водитель из-за них мог не увидеть выбегающего ребенка.
К счастью, аварий на участке не было. Но ГАИ решила действовать на опережение. Выступила с предложением оснастить участок сепараторами, чтобы разгрузить полосу. К слову, это первый случай в Минске, когда такое оборудование появилось возле школы.
По другую сторону дороги от школы появился "лежачий полицейский". И самое главное — на территории установили знак "жилая зона". Это значит, что двигаться по Фанипольской теперь разрешено со скоростью не более 20 километров в час. И пешеходов водители должны пропускать. На проезжей части появилась разметка с символом "20", как дополнительное напоминание о скоростном ограничении.
Повернуть не туда
Инспекторы ГАИ отмечают: более половины школ, как и 101-я, были построены в советское время с учетом тогдашнего количества транспорта.
"В 80-х годах здесь (на улице Фанипольская — Sputnik) проезжала одна машина в день. И это было нормально. Поэтому и скоростной режим был выбран такой", — отмечает Дмитрий Шадуя.
Определенную проблему представляют собой и дворовые территории.
Для удобства горожан школы встраивались в центры микрорайонов. Но если раньше машин во дворе практически не было, и ребенок мог без происшествий добраться до школы, то теперь это путь никак нельзя назвать безопасным.
Например, гимназия № 30 ограждена, как и полагается, забором. Одна из его калиток выходит прямо на поворот проезжей части — "слепой" для водителя угол. Никаких предупреждающих знаков в этом месте нет. И водитель может совершить наезд на выбегающего из школы ребенка. Надеемся, столичная ГАИ обратит на это пристальное внимание.
Следы на асфальте
В июне и июле столичные инспекторы провели осмотр всех 759 детских учреждений, включая школы, детские сады, музыкальные школы и др. Было выявлено около 300 недочетов, большая часть из которых касалась содержания дорожных знаков и дородной разметки. К 1 сентября все это должны исправить.
Каждый год, рассказывают инспекторы, разрабатывают новые методы по защите детей. Так, в школах появились паспорта безопасности, в которых прописан безопасный маршрут до учебного заведения. Возле 13 учреждений этим летом дополнительно нанесли разметку в виде следов. А для водителей на проезжей части сделаны 395 предупреждающих надписей "Школа".
Территория возле школы №67 этим летом тоже преобразилась. Возле учебного заведения проходит улица Алибегова с достаточно интенсивным движением. На участке дороги возле школы поставили три управляемых пешеходных перехода. Для водителей установили информационные щиты. А на асфальте возле учебного заведения к 1 сентября должны появиться "следы".
Между тем, инспекторы не устают обращать внимание — несмотря на все меры безопасности, огромную роль в создании аварийных ситуаций играет человеческий фактор.
В 16 авариях, которые случились с участием детей с начала года, в семи оказались виноваты дети. Самое частое нарушение — невнимательность на пешеходном переходе. Типичная ситуация — молодой человек, надев капюшон и наушники, не посмотрев по сторонам, начинает движение. Водитель в этой ситуации не всегда может быстро сориентироваться и затормозить или маневрировать. Что касается маленьких детей, то они чаще всего попадают в ДТП на дворовой территории. Ребенок выбегает из подъезда — и оказывается под колесами. И здесь привить ребенку навыки безопасности — задача родителей.
"Если раньше приходилось объяснять людям, где нужно переходить дорогу, то сегодня — как это нужно делать. Объясняем, что если машина движется, она не может мгновенно остановиться. И если у вас загорелся зеленый на переходе, то это не значит, что водитель не может закончить маневр", — отмечает начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Зараник.
Добрая дорога — 2
С водителя ответственность тоже не снимается — обязанность взрослого человека, управляющего транспортным средством — помнить, что дети бывают невнимательны и безответственны. Этот факт надо учитывать всегда. Подъезжая к пешеходному переходу вне зависимости от его регулируемости, водитель должен снизить скорость и убедиться в безопасности движения.
"Мы не можем на каждый перекресток поставить сотрудника ГАИ и затянуть все колючей проволокой", — говорит специалист.
В Минске разработана и утверждена концепция "Добрая дорога — 2". Реализовать изменения планируют к 2021 году. Основной акцент
будет сделан на том, чтобы водителя ничто не отвлекало от движения. К примеру, количество рекламы на проезжей части постараются минимизировать, оценят качество дорожного освещения. Особое внимание в рамках программы будет уделено дворовым территориям. В аварийно-опасных местах вместо "спящих полицейских" будут заужать проезжую часть и делать островки безопасности.
В дальнейшем, надеются инспектора, подобные программы по безопасности будут внедряться на республиканском уровне.