Автор маски для сна: шедевры никогда не спят, дизайнеры - тоже

© SputnikЛеша Лимонов - автор популярной маски для сна
Леша Лимонов - автор популярной маски для сна - Sputnik Беларусь
Подписаться
Рабочий день дизайнера длится 14 часов, затем наступает сладкий миг славы – например, победа в конкурсе Рейксмузеум, а за ним снова работа. Леша Лимонов, автор популярной маски для сна, рассказал о фуршете в Рейксмузеум в компании креативного директора музея МОМА и о планах распространить маски на весь мир.

Проект маски для сна "Шедевры никогда не спят" принес Лимонову первое место на масштабном конкурсе, организованному Рейксмузеум. Зарубежные СМИ написали, что белорусский дизайнер победил в конкурсе амстердамского Рейксмузеум, а белорусские — что выиграл 10 тысяч евро, рассказал Леша Лимонов корреспонденту Sputnik Елене Васильевой. Решив не отделять материальное от нематериального, Sputnik расспросил дизайнера о том, почему его блокноты стоят 30 долларов и о том, могут ли на его масках появиться работы белорусских художников.

Минчанин придумал необычную маску для сна - Sputnik Беларусь
Минчанин выиграл 10 тыс. евро за идею маски для сна

Рембрандт в тени

— Вы только что вернулись из Амстердама — как впечатления?

— Самолет трясло, маму вспоминал, так страшно было. А в то, что мои маски победят в конкурсе, я даже не верил — было прислано более 2,5 тысяч работ! Когда жюри называло лучших, мое имя не произносили до последнего. Я немного расстроился и говорю своей девушке Алисе, которая выступила и моим переводчиком: ну ничего, сейчас пойдем на фуршет, потом погуляем по Амстердаму. И тут директор выступает с речью, и Алиса трясет меня за руку — это маски! Мы выиграли!

Участвовали дизайнеры из 70 стран мира. Мне приятно было узнать, что судьи единогласно проголосовали за наш проект. Вначале жюри отобрало 75  работ из 2,6 тысячи, потом 30, а десятку лучших пригласили на фуршет и награждение в Амстердам. Один участник сделал лампу в форме цапли, еще одна участница скопировала шапки с картин из фонда музея и связала такие же. Были презервативы с обнаженными фигурами, кто-то расписал модель в виде скульптуры из фонда "Рейксмузеум" и заснял ее на видео. До последнего не ожидали, что займу первое место, хотя чуть только узнал о конкурсе, отбросил все другие работы и занялся масками.

— До этого уже была идея с "супергероями" — много времени заняла ее переработка?

— Над производством масок мы с друзьями работаем уже два года. О конкурсе узнал случайно — знакомый скинул ссылку, я сразу понял — нужно делать. Вначале у нас в коллекции были маски с глазами супергероев — "Герои никогда не спят". Они, кстати, занимали вторые и третьи места на международных конкурсах. Оставалось только погрузить идею в контекст, так и появился новый проект.

По условиям конкурса нужно было использовать оцифрованные картины из фонда музея, выложенные в открытый доступ. Когда на вручении я подарил эти маски жюри, директор Рейксмузеум был в восторге. На одной из масок были глаза Рембрандта — он сказал, мол, действительно, глаза Рембрандта всегда в тени и это гениально.

На этом конкурсе было потрясающее жюри. Гуру Ирма Бум оказалась своя в доску. Мы общались с ней, и тут она говорит —идемте скорее пить, фуршет ведь — неожиданно слышать это от человека такого масштаба. Ингрид Чоу, креативный директор МоМА в Нью-Йорке, тоже оказалась простой, звала в Нью-Йорк, говорит, приезжайте, затусим с вами!

Я приехал — и сразу в дела. Заказчикам неважно, выиграл я конкурс или нет, главное, чтобы работу сдал. Только недавно успел всех поблагодарить.

— Что для дизайнера показатель успеха — количество заказов или число лайков в соцсетях? Вот маски залайкали…

— Есть дизайнерское сообщество на behance.net — там и соревнуются, у кого больше лайков. Года два назад вывесил там работу, которой занимался лишь две недели, но она до сих пор самая популярная работа. Там была использована аллюзия на Шекспира — красная и синяя рыба задавались вопросом "метать или не метать". Эта работа привлекла больше всего клиентов. Лайки — вклад в саморекламу. Раз или два раза в неделю я вывешиваю работу в соцсетях. Кто-то может увидеть ее и вспомнить, что хотел заказать мне иллюстрацию.

График у меня плотный — работаю на Москву, Китай, Нью-Йорк. В последние полгода времени впритык: люди или за месяц занимают очередь или попросту отказываются от сотрудничества. Сейчас активизировались и старые заказчики, так что работаю по 14-16 часов в день.

Дизайнеру нельзя сидеть и ждать, пока придут клиенты. Например, проект с масками я рассылал в разные издания, ее опубликовал интернет журнал designboom.com, и понеслось — 70 тысяч просмотров и 8 тысяч репостов. Потом узнал, что японская дизайнер разместила маску в своем блоге. Были и дискуссии: кто-то не понимал, как в такой маске можно спать. Но равнодушных не оставалось. Может, и в жюри увидели этот ажиотаж.

Кому еще масок?

— А о том, чтобы развить идею с масками и создать что-нибудь для других музеев уже думали?

— Эту идею интересно применить и в отношении коллекций белорусских, и мировых музеев. О нашем Национальном художественном знаю мало, нидерландскую живопись изучил лучше белорусской. Главное, чтобы на картине был изображен человек с выразительным взглядом. Для первых масок я брал узнаваемые глаза. Например, Ван Гога легко узнать по мазкам.

Пока что я жду ответа из "Рейксмагазина" — сувенирного магазина при музее, куда хотелось бы поставить партию. Оказалось, магазин и музей не сотрудничают, так что придется договариваться самостоятельно. Пока что маски нельзя купить — в течение года попытаемся решить вопрос с производством, когда узнаем, сможем ли продаваться в магазине музея.

Кстати, удалось во время финала побеседовать с победителем конкурса прошлого года, выяснилось, что у них был призовой фонд в десять раз меньше. Они презентовали тени для глаз, но с производством не заладилось.

А моя девушка недавно выиграла литературный конкурс. Хочу заняться иллюстрациями к ее произведению и попробовать краудфандинг. Обычно книги у нас неплохо собирают, лучше, чем дизайнерские продукты.

© Photo : Instagramm / lesha_limonovМинчанин придумал необычную маску для сна
Минчанин придумал необычную маску для сна - Sputnik Беларусь
Минчанин придумал необычную маску для сна

— А как белорусские дизайнеры живут?

— Дизайнеры — это люди, которые пашут.

Пока кто-то не придумал первым

— Кроме масок вы автор блокнота с собакой за 30 долларов — кто это покупает?

Собаку делал для продажи за границу, ценник был — 40-50 долларов. Сейчас решили снизить цену. Мне иногда говорят: ты же в Минске все производишь, почему так дорого? В том-то и дело, что производить в Минске — это не дешевое удовольствие, и в ноль работать не хочется, а налоги и прочие издержки влияют на цену.

Блокнот "Собака" мой наболевший проект. Его реализация оказалась растянута на четыре года. Наконец, решил поучаствовать в "Кикстартере". Там не все получилось, в итоге нашел спонсора. Этот проект нужно было закрыть и начать заниматься другими.

Кстати, если маски в основном покупают за пределами Беларуси, то блокноты лучше продаются тут. Дизайн должен быть массовым, если создаешь штучный объект, ты художник, а дизайн — это массовое производство. Когда покупают Филиппа Старка, это признание его как дизайнера, успех которого зависит от продаж.

Лента новостей
0