Анна Соколова, Sputnik
Награда нашла героя спустя почти 72 года после окончания Великой Отечественной войны. 93-летнему Василию Хацулеву вручили орден Красной Звезды за подвиг, который он совершил в июле 44-го.
О том, что он является кавалером ордена Красной Звезды, Василий Хацулев узнал случайно. Год назад друг семьи зашел в гости к ветерану поздравить его с Днем Победы и рассказал о сайте "Подвиг народа", где собран банк данных о боевых наградах участников Великой Отечественной войны. Введя в строку поиска фамилию ветерана, нашли наградной лист к ордену Красной Звезды.
Сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны России. Оттуда через девять месяцев пришел подтверждающий ответ. Восстановить историческую справедливость в Гомель приехали представители военного атташе при российском посольстве в Беларуси.
Церемония состоялась в актовом зале ОАО "Гомельтранснефть Дружба", где Василий Хацулев трудился до пенсии. В глазах родственников и бывших коллег блестели слезы. Все согласились с ведущей — о жизни этого человека можно снять художественный фильм.
Василий Хацулев родился в Губичах Буда-Кошелевского района 26 июля 1922 года. Окончание 10 класса совпало с началом войны с Финляндией. Учителей призвали на фронт, а на замену им пришли вчерашние старшеклассники. Василий прямо со школьной скамьи принял пост директора школы.
В июле 41-го молодого руководителя призвали в армию. В те дни он, как и большинство окружающих, верил в скорый разгром врага. Однако начинать боевой путь пришлось с отступления вплоть до Курска. Там его обучили подрывной деятельности и перебросили за линию фронта.
После нескольких успешных операций в июне 1942 года Хацулев был схвачен и помещен в гомельскую тюрьму. Прямых доказательств его участия в диверсиях не нашли, поэтому перевели в рабочий лагерь для ремонта железной дороги.
Спустя месяц юноше удалось бежать, добраться до родной деревни и выйти на связь с партизанами. Год он воевал в отряде имени Фурманова. С регулярными частями Красной Армии отряд соединился после форсирования Днепра в районе Лоева. Вскоре бывший диверсант и партизан проявил себя радистом.
"Это было у города Броды под Львовом. В окружение попали шесть дивизий противника. Наш полк тогда был на марше. Поступил приказ развернуться, занять оборону на опушке леса и удерживать высоту. Утром была тишина, мы спокойно вырыли окопы. А в полдень немцы пошли на прорыв, прямо на нас. Бои были ожесточенные. Нас несколько раз скидывали с позиций. Удержать высоту смогли благодаря мощной поддержке авиации. Под вечер уже сами пошли в наступление. На следующий день врага ликвидировали. Все два дня я держал радиосвязь со штабом полка", — вспоминая события 20 июля 1944 года, ветеран старался не упустить ни одной детали.
После этого боя командование представило радиста Хацулева к награждению орденом Красной Звезды. Однако боец об этом узнать не успел. В октябре его биографией заинтересовались офицеры военной контрразведки. Припомнили тюрьму и рабочий лагерь, а когда радист не сумел ответить, почему его не расстреляли немцы, арестовали. Трибунал приговорил его к десяти годам ПечорЛага.
Практически весь этот срок Хацулев и отбыл. Вернулся домой, переехал в Гомель. Женился. Вновь окончил 10-й класс вечерней школы, а потом нархоз. Устроился бухгалтером в контрольно-ревизионное управление. Понадобилось еще десять лет, чтобы разобраться в судьбе ветерана и полностью реабилитировать его, снять обвинения в надуманном преступлении.
В 1965 году Василий Афанасьевич возглавил отдел труда и заработной платы гомельского управления нефтепровода "Дружба", где и проработал до пенсии, находя время и на профсоюзную деятельность.
"Затерявшиеся" ордена и медали времен Великой Отечественной войны не такая уж и редкость. Со стороны Советского Союза в боевых действиях участвовали десятки миллионов человек. Содержать в идеальном порядке наградные списки тогда было невозможно.
"Когда началась работа по оцифровке архивных материалов и их опубликованию в Интернете, законные награды стали возвращаться к их обладателям. Правда, все чаще их приходится передавать родственникам. Сами понимаете, слишком много времени прошло со дня окончания войны", — рассказал старший помощник военного атташе при посольстве России в Беларуси Сергей Афанасьев.
На счету Афанасьева это уже третья командировка по Беларуси, связанная с вручением ветеранам боевых наград, о которых им ничего не было известно несколько десятилетий.