Как ранее сообщал Sputnik, группа компаний "Евроторг", владеющая сетями магазинов "Евроопт" и "Брусничка", выступила с инициативой поднять "монопольный потолок" в 20% или его отменить вовсе. Такое предложение было направлено в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). В среду 13 июня инициативу крупнейшего белорусского ритейлера на расширенном заседании экспертного совета МАРТ обсуждали чиновники, представители бизнес-ассоциаций и конкурирующих торговых сетей.
Во всех решениях нужна мера и баланс, в Беларуси нужно не монополизировать торговлю, а напротив, ее частично демонополизировать, считает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
"У нас немного крупных предприятий в масштабах Беларуси, которые производят продукты питания. В основном у нас малые и средние предприятия. Когда один очень крупный розничный торговец начинает взаимодействовать с мелкими и средними производителями и поставщиками, то получается чудесное явление под названием "неограниченная рыночная сила". Такие предприятия могут сказать: "Я хочу на таких-то условиях, а ты ничего не можешь ответить". Тут либо умрешь, либо будешь работать на таких условиях", — говорит Маргелов.
По данным собеседника, на данный момент доля "Евроторга" составляет от 15% до 20% в масштабах страны, хотя точная цифра не называется. Более чем в 56 районах Беларуси эта доля превышает установленную законодательством долю в 20% товарооборота продуктами питания. В общей сложности это более 600 магазинов, не считая порядка 200 партнерских. Как было обозначено на совещании в МАРТ, сейчас доля "Евроторга" в 8 раз превышает долю следующего за ним конкурента, рассказал Маргелов.
"Не зря на вчерашнем совещании "Евроторгу" был задан вопрос о торговых наценках. Точной цифры названо не было, но тут не скроешь — наценка с оптовой торговли у них составляет 35%, а чисто розничная значительно превышает 40%. Другие торговые предприятия имеют торговую наценку в 20%. Значит, еще 20 откуда-то взяты, а потом на общую сумму сделана небольшая скидка", — отметил Маргелов.
В то же время, по словам собеседника Sputnik, такая схема развития крупных торговых сетей не является исключительно белорусским изобретением. Таков и российский, и европейский опыт развития сетей гипермаркетов.
"Это ситуация стандартная — тактика выжженной земли. С ними остаются только те, кто готов рабами работать на эти крупные сети. В этой ситуации, раз баланс интересов разрушен, об устойчивом развитии экономики говорить не приходится", — сказал Маргелов.
По словам собеседника, Республиканской конфедерацией предпринимательства в настоящее время готовятся конкретные предложения о выравнивании конкурентной среды и создании приемлемых для всех игроков условий хозяйствования на рынке розничной торговли. Эти предложения в течение месяца будут поданы на рассмотрение в МАРТ и в правительство.
"Задержались из-за истории с "Еврооптом", хотели посмотреть, может, мы не в ту сторону пошли. Зачем нам выравнивать конкурентную среду, если мы уже в сторону монополизации пошли?! А нет, не пошли. Но еще не факт, что пойдем в другую", — сказал Маргелов.
Полную версию беседы с сопредседателем Республиканской конфедерации предпринимательства Виктором Маргеловым слушайте на радио Sputnik Беларусь.