МИНСК, 13 мар – Sputnik. Нужно ли использовать квадрокоптеры при создании материалов для СМИ и какие темы с их помощью можно освещать, рассказал в ходе мастер-класса для белорусских фото- и видеожурналистов и студентов журналистских факультетов в рамках образовательной программы SputnikPro в мультимедийном пресс-центре Sputnik один из самых известных в Кыргызстане аэрофотохудожников, специалист по управлению проектами и SEO Михаил Дудин.
Нужны ли дроны СМИ?
Михаил Дудин считает, что некоторые проблемы невозможно до конца раскрыть, не используя возможности квадрокоптеров. В качестве аргумента в пользу этой точки зрения он привел некоторые примеры своей работы с дроном в Sputnik Кыргызстан, где эта техника регулярно используется с 2016 года.
"Есть темы, которые невозможно без дрона нормально показать. Это процессы, которые имеют масштаб, и его видно только с высоты. Иногда к точке съемки очень трудно подобраться. Хороший фотокорреспондент, конечно, пролезет, но иногда туда просто не пускают. А поднявшись на определенную высоту с места, где можно взлететь, можно показать какие-то происшествия с серьезными последствиями, пожары, массовые мероприятия", – отметил он.
Он вспомнил о том, как с помощью дронов снимали крупные пожары и последствия авиакатастрофы под Бишкеком, которая произошла 16 января 2017 года. Тогда эти кадры были важны не только читателям, но и экстренным службам.
Кроме того, дрон дает возможность иллюстрировать какие-либо процессы не просто снимком с Google-карт, а съемкой с разных ракурсов.
"Это касается каких-то больших объектов, которые важны для жизни людей: очистных сооружений, мусорных свалок, теплостанций. С помощью дрона можно освещать экологические вопросы. У нас в Кыргызстане из-за того, что все топят плохим углем, очень сильное загрязнение воздуха. Благодаря дрону можно очень хорошо это иллюстрировать и вызвать интерес к этой проблеме", – пояснил аэрофотохудожник.
Правила работы с дроном
Поскольку в работе СМИ очень важна оперативность, желательно, чтобы у оператора был готовый комплект, который можно с собой взять и быстро выехать на место происшествия.
"Это должен быть дрон с пультом, несколько запасных аккумуляторов, рюкзак. Некоторые продолжают пользоваться стандартной упаковкой, но рюкзак удобнее: его можно надеть после запуска дрона и перемещаться с точки старта в другое место, не зависеть от точки взлета. Это очень важно на практике, потому что не всегда есть возможность вернуться на то же самое место, а ресурс батареи сильно ограничен", – поделился лайфхаком Дудин.
Также он рассказал об общих правилах работы с дроном – об ограничениях и опасностях. В Кыргызстане формально авиационные правила существуют, но летающие камеры в них не выделены и четких правил для них нет.
"У нас есть очень сложные бюрократические процедуры, которые заточены на серьезную авиацию. А любительские камеры, на мой взгляд, подпадают под спортивно-развлекательную технику, для которой разрешение требовать не нужно. Сейчас у нас съемка с дрона подпадает под те же правила, что и съемка с любой другой нелетающей техники", – подытожил он.
Есть зоны, где полеты запрещены.
"В Кыргызстане это в первую очередь аэропорты. В Беларуси есть кадастровая карта, где отмечены все зоны запрета полетов авиамоделей, к которым относятся дроны", – подчеркнул спикер.
Квадрокоптер нельзя использовать в некоторых местах не с точки зрения законодательства, а с морально-этической точки зрения.
"Тут работают те же правила, что и с обычными фотоаппаратами: если вы не можете вторгаться в частную жизнь, вы не можете заглядывать к кому-то в окно или перелезать через забор. Это касается и дронов. Такие материалы нельзя публиковать", – заявил Дудин.
Творчество или нет?
Некоторые профессионалы говорят, что аэросъемка – это не творческий, а технический процесс. По мнению Михаила Дудина, это совершенно неправильно.
"Творческий процесс там есть. Правда, при репортажной съемке, когда человеку нужно за короткое время снять масштабы, творчество уменьшено. Но если фотограф предоставлен сам себе, у него есть время подумать и запланировать, он обязательно подойдет к этому творчески", – уверен он.
Сейчас квадрокоптеры широко используются при съемке кино.
"Есть множество фильмов, где применяются съемки с квадрокоптера, и нельзя сказать, что эта картинка по уровню творческой составляющей сильно отличается от той, что снял наземный оператор. Работают те же правила композиции, те же самые акценты", – объяснил мастер.
Если говорить о работе СМИ, творческие съемки с воздуха не всегда получаются. "Это связано с тем, что есть опытные фотографы и операторы, а есть те, кто умеет управлять дронами. Пока не научились и не набрались опыта ни те, ни другие. Но вскоре эта проблема решится", – выразил мнение аэрофотохудожник.
За аэросъемкой будущее?
Представителям любой профессии с развитием технологий приходится идти в ногу со временем и обучаться работе с новыми инструментами. Это касается и фотографов, и операторов. Однако не всех.
"Я думаю, необходимость обучения работе с дроном зависит от того, как фотограф хочет реализоваться. Если он делает портретную съемку, фотографирует животных, ему дрон особо не пригодится. Но есть, например, люди, которые хорошо работают с пейзажами, хорошо фотографируют природу и архитектуру. В этом случае без дрона они ограничивают себя сами. Потому что с квадрокоптером можно выйти за рамки ландшафта, найти неожиданный ракурс, который на ногах не поймаешь", – объяснил спикер.
С репортажем то же самое. Если раньше для съемки с воздуха нужно было заказать вертолет, то сейчас можно дрон в кармане принести и быстро и без особых затрат сделать очень интересные и насыщенные информацией снимки.
"По таким снимкам потом можно будет очень много выводов сделать. Они могут стать историческими, если на них изображен исторический процесс, что-то важное. Например, говорят, что официально на каком-то мероприятии находилось такое-то количество человек. Сняв его с дрона, можно по головам посчитать, сколько на самом деле людей там было. Из-за этого в том числе использование дронов стали ограничивать. Во-первых, это теоретически опасно, потому что может произойти крушение, а во-вторых, доступ к некоторой информации может быть ограничен", – подытожил Михаил Дудин.
SputnikPro — это серия презентаций и мастер-классов от ведущих медиаменеджеров и журналистов с колоссальным опытом работы, которые готовы поделиться своими знаниями с журналистами, пресс-секретарями, PR-специалистами, студентами старших курсов вузов, обучающимися по специальности. Проект SputnikPro стартовал в Минске весной 2018 года и получил высокую оценку медиасообщества.
Подробнее о спикерах и темах мастер-класса читайте на Sputnik.