Спецслужбы и сотрудники правоохранительных органов стран Центральной Азии регулярно сообщают о задержании религиозных экстремистов. Широко известно, что террористы активно вербуют верующих.
В 2017 году ИГ (организация, запрещенная в России и других странах) объявило, что выделило 70 миллионов долларов для дестабилизации обстановки в Центральной Азии.
Для новостных лент стали привычными сообщения о предотвращении терактов в странах СНГ. При этом у задержанных находят религиозно-экстремистскую литературу, оружие и боеприпасы.
Обстановку в регионах, ситуацию с распространением радикальных настроений среди верующих и методы решения этой проблемы обсудили участники видеомоста.
Мнение России
3.02 — 8.10 (хронометраж на видео) — о причинах возникновения радикализации ислама, ситуации с экстремистской идеологией в России и о взаимодействии представителей разных религий.
"Возникает ряд проблем, которые связаны с тем, что человек, находящийся в своего рода буферной зоне и передвигающийся из региона в регион, из страны в страну, в период прохождения этих адаптационных процессов может попасть под влияние религиозной нетерпимости, определенных структур", — заявила член экспертных советов при Совете Федерации и Госдуме РФ, заведующая кафедрой религиоведения в Казанском федеральном университете Лариса Астахова.
47.08 — 53.40 - эксперт перечислила ряд мер по борьбе с экстремизмом, которые уже частично функционируют на территории Российской Федерации. В их числе "создание буферных, образовательных зон, которые бы позволяли через систему просвещения молодежи противодействовать радикализму и экстремизму".
57.33 — 1.01.17 — о религиозном обучении в России.
Мнение Кыргызстана
8.52 — 10.25 - начальник отдела по теологии и методического обеспечения Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР Эрлан Бакиев о работе МВД по отслеживанию экстремистски настроенной молодежи.
10.39 — 16.36 — о ситуации в Кыргызстане, причинах радикальных течений в исламе, воспитании молодежи, связях радикалов с террористическими организациями.
"Внутреннее положение нужно привязывать к ситуации на Ближнем Востоке, связанной с переброской групп, участвовавших в боевых сражениях на территории Сирии и Ирака. Помимо этого, нужно учитывать региональные противоречия, где создаются блоки, для использования и управления фактором радикализации", — заявил член совета улемов Кыргызстана, теолог Кадыр Маликов.
1.01.40 — 1.09.06 — об экстремистских течениях, религиозных и светских государствах.
39.15 — 42.20 — главный специалист Государственной комиссии по делам религии при президенте Кыргызстана Алтынбек Эркимбеков сделал акцент на социальные группы, которые чаще всего поддаются влиянию исламизма.
"Методы пропаганды, использованные экстремистскими и деструктивными группировками, включают неправомерные приемы воздействия на наиболее уязвимые слои населения, т.е. молодые граждане страны, а тем более социально неустроенные, в первую очередь попадают в группу риска", — считает он.
42.30 — 46.55 — заведующий отделом наставления и работы с различными течениями Духовного управления мусульман Кыргызстана Билалидин ажы Сайпиев о воспитании молодежи и мероприятиях по противодействию радикализации ислама.
- В Москве задержаны 2 террориста-смертника и эмиссар ИГИЛ >>
- Автомобиль как оружие террориста: где следующий удар >>
- ФСБ: у "Исламского государства" появились новые цели >>
Мнение Казахстана
16.40 — 23.40 — о ситуации в Казахстане, о разграничении понятий ислама и радикальных течений в нем, роли СМИ.
Запрещенная в России и ряде других государств террористическая группировка ДАИШ, по словам эксперта ассоциации политических исследований в Астане Ерлана Рысбекова, в глазах молодежи стала своеобразным брендом. Он считает, что основные усилия нужно направить на то, чтобы этот "бренд развенчать".
54.01 — 57.28 — о социальном договоре между религией и государством.
Мнение Азербайджана
24.48 — 33.09 - о статистике МВД Азербайджана по радикалам, участвующих в войнах на Ближнем Востоке, об угрозах безопасности на границах Азербайджана и России, мерам по пресечению деятельности радикальных группировок.
"Сейчас 78% верующих Азербайджана — это шииты, остальные придерживаются веры сунитского толка", — проинформировал политолог, эксперт по вопросам безопасности Арзу Нагиев.
Эксперт уточнил, что в 2014-2015 годах в Сирии, Ираке и Азербайджане, по данным спецслужб, воевали около 900 азербайджанцев, 300 из них — смертники.
"После возвращения в Азербайджан были арестованы 92 человека, 260 — лишены гражданства, некоторые из боевиков разыскиваются по линии Интерпола", — сообщил Нагиев.
Он особо подчеркнул, что своих сторонников исламисты вербовали в социальных сетях.
- Британская "Белая вдова" убита в Сирии >>
- Легендарный снайпер по прозвищу Охотник за игиловцами погиб в Ираке >>
- Бунты закончились: в Иране обезвредили террористическую группировку >>
Мнение Беларуси
34.08. — 38.47 - о причинах зарождения радикальных течений в мире, о работе Мусульманского религиозного объединения с студентами разных стран, приходящими в мечети страны, и недопущению экстремизма в Беларуси.
- Белорус в 2013 году уехал в Германию, где принял ислам и стал исповедовать его радикальную суннитскую форму >>
- Заявление СНГ по противодействию ИГИЛ согласовано в Минске >>
"Государство в какой-то момент отстранилось от религиозного воспитания нашей молодежи, это одна из основных проблем, и это дало многим проповедникам возможность получить влияние над нашей молодежью", — подчеркнул заместитель муфтия Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Рустам Хасеневич.
1.09.23 — 1.11.47 — об обучении молодежи традиционным исламским ценностям и помощи в интеграции мусульман в светское государство.
- Имам: я отучил прихожан неправильно парковаться возле минской мечети >>
- Лукашенко рассказал, почему поцеловал Коран на открытии мечети >>
- Лукашенко: мечеть должна стать источником истинных целей ислама >>
Полную версию беседы экспертов на тему "Как сдерживать распространение радикальной идеологии среди мусульман в СНГ" смотрите на видео:
Участники видеомоста
В Москве:
- Член экспертных советов при Совете Федерации и Госдуме РФ, заведующая кафедрой религиоведения в Казанском федеральном университете Лариса АСТАХОВА.
В Бишкеке:
- член совета улемов Кыргызстана, теолог Кадыр МАЛИКОВ;
- главный специалист Государственной комиссии по делам религии при президенте Кыргызстана Алтынбек ЭРКИМБЕКОВ;
- подполковник милиции, начальник отдела по теологии и методического обеспечения Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР (бывшее 10-е управление МВД КР) Эрлан БАКИЕВ;
- заведующий отделом наставления и работы с различными течениями Духовного управления мусульман Кыргызстана Билалидин ажы САЙПИЕВ.
В Астане:
- эксперт ассоциации политических исследований в Астане Ерлан РЫСБЕКОВ.
В Баку:
- политолог, эксперт по вопросам безопасности, Арзу НАГИЕВ.
В Минске:
- заместитель муфтия Мусульманского религиозного объединения в Беларуси Рустам ХАСЕНЕВИЧ.