В ЕАЭС практически не продвинулись в вопросах общих энергетических рынков, госзакупок, промышленных субсидий, считает заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко.
Единого рынка все еще нет
По его словам, на внутренних товарных рынках государства, входящие в Евразийский экономический союз, продолжают применять друг против друга нетарифные ограничения, для приличия замаскированные под санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры.
"В целом в союзе на данный момент государствами-членами направлены обращения в Евразийскую экономическую комиссию по более чем 200 препятствиям на внутренних рынках, ведутся сложные и напряженные консультации на предмет их устранения. При этом информация о новых препятствиях появляется быстрее, чем мы успеваем устранять старые (за 2018 год, например, устранили 13, а в работу добавилось 19)", – цитирует вице-премьера газета "Звязда".
По его мнению, в ЕАЭС по-прежнему на рынке из общего регулирования выпадают такие важнейшие виды, как трубопроводы, передача электроэнергии, международные автомобильные перевозки.
Петришенко обратил внимание, что "за прошедшие пять лет (со времени подписания договора о ЕАЭС – Sputnik) практически не продвинулись в вопросах общих энергетических рынков, госзакупок, промышленных субсидий, ряде других моментов".
Аванс для ЕАЭС выдан
Интересно, что белорусский вице-премьер отказался признавать ЕАЭС как интеграционное экономическое объединение, называть его сейчас так можно только авансом.
"Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли", – констатировал белорусский чиновник.
При этом он подчеркнул, что невозможно создать общий рынок в ЕАЭС, сохраняя привилегированные условия для национальных субъектов.
"Начиная интеграцию, мы исходили из того, что готовы рассматривать товары и предприятия друг друга как свои собственные в каждой из стран. Пока такого нет", – считает Петришенко.
После чего он с сожалением констатировал: "У нас нет нефти и газа. Чтобы покупать их в странах-производителях союза, мы должны продавать туда промышленные и сельскохозяйственные товары. А нефтегазовые страны нам говорят: мы должны поддерживать развитие своего производителя, мы не хотим оставаться с такой структурой экономики".
Правда, белорусский вице-премьер признал, что в этом вопросе нужно искать компромисс и приемлемое решение для всех сторон, а иначе ЕАЭС просто не состоится.
Белорусская сторона готова будет говорить о каких-то итогах работы ЕАЭС только после 2025 года, когда должны быть сформированы общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии.
Позиция "как для себя"
Не обошел стороной Петришенко и вопрос единых тарифов на транспортировку газа, который остается очень чувствительным для Минска. Здесь стоит вспомнить, что именно эта проблема стала причиной дискуссии между президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным на саммите в Санкт-Петербурге в декабре прошлого года.
Белорусская позиция заключается в том, что тарифы на газ и его транспортировку должны формироваться на единых правилах и условиях как для потребителей в странах ЕАЭС, так и для внутреннего рынка страны – поставщика "голубого топлива".
"В этой связи белорусская сторона объективно считает, что распространение принципов предоставления белорусским организациям национального режима доступа (т. е. "как для себя") к услугам российских естественных монополий, в том числе в отношении тарифов на такие услуги, будет восприниматься как подтверждение приверженности принципам построения равноправного Евразийского экономического союза", – расшифровал позицию Петришенко.
По его словам, официальный Минск рассчитывает и на создание единого рынка нефти нефтепродуктов, иначе и сам ЕАЭС окажется напрасным.