МИНСК, 10 янв - Sputnik. Правительство должно найти способ компенсации от налогового маневра в России, такую задачу перед министрами поставил президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании.
После этого он напомнил об обстоятельствах переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным в декабре в Кремле, где отдельно обсуждался вопрос компенсации белорусской стороне за проведение в России налогового маневра.
Налоговый маневр не катастрофа
"Никакого отторжения по вопросу компенсации не было. Не было, что Россия говорит: "Нет, мы не будем компенсировать ваше ухудшение ситуации, ваши потери", — рассказал подробности переговоров глава государства.
По его словам, российский президент предложил в уже наступившем году провести дальнейшее обсуждение этого вопроса "и выработать приемлемое решение — и один на один, и в составах рабочих групп".
Правда, белорусский лидер напомнил, что в принципе все вопросы должны были быть решены еще до наступления 1 января, но и нет никакой трагедии в том, что пока решения нет.
"Потери от налогового маневра в Беларуси в этом году составят смешную сумму: при 70 долларах за баррель это будет около 400 миллионов долларов. Это не катастрофа. Но мы на это пойти не можем, потому что с 2015 года, когда был введен этот налоговый маневр, мы уже потеряли 3,6 миллиарда долларов", — напомнил Александр Лукашенко.
После чего добавил, что к 2025 году, когда налоговый маневр в нефтяной отрасли России будет проведен окончательно, общие потери белорусского бюджета составят порядка 10,6 миллиарда долларов.
"Мы нести потери к уровню прошлого года не можем. Поэтому все потери должны быть компенсированы по тем или иным направлениям сотрудничества с Российской Федерацией", — заявил Александр Лукашенко.
Он поручил правительству выполнить свое поручение "безукоризненно и с точностью".
Беларусь рассчитывала на лучшее
По мнению Александра Лукашенко, в принципе предпринимаемые российскими партнерами изменения противоречат духу и букве всех договоренностей, и даже в рамках ЕАЭС. В сложившейся ситуации в России раздаются голоса о том, что Москва не обязана ничего компенсировать, так как это нигде не прописано.
"На что я задаю прямой вопрос: "Так что, мы, подписывая эти договоры (о Союзном государстве, ЕАЭС — Sputnik), рассчитывали на постоянное ухудшение экономической ситуации в связи с некими внутренними действиями Российской Федерации?" Нет. Мы рассчитывали на лучшее", — признался президент Беларуси.
Во времена, когда начинались интеграционные процессы, никто и не говорил о проведении налоговых маневров. Поэтому данный вопрос и не был предусмотрен в договорах.
"Была общая формулировка — "недопущение ухудшений в наших отношениях", — напомнил Александр Лукашенко.
Минск и Москва вели ранее переговоры по предоставлению белорусской стороне компенсации, тогда были выработаны определенные решения. Вначале российские партнеры говорили о положительном решении вопроса, но потом все переговоры были прерваны. При этом не отказались от компенсации, но завели разговор про углубление интеграции.
Что Россия хочет от Беларуси: ответа прямого нет
"На вопрос, а какие это интеграционные процессы, ответа у россиян пока нет. Когда я просил назвать, что Российская Федерация сегодня в плане интеграции хочет от Беларуси, ответа прямого не последовало", — констатировал белорусский лидер.
Россия предложила решать все вопросы в формате совместных рабочих групп, с чем белорусская сторона согласилась. В декабре 2018 года такие группы были созданы. Российскую сторону в них представляет глава Минэкономразвития России Максим Орешкин, белорусскую — министр экономики Дмитрий Крутой.
"Я абсолютно поддерживаю предложения, что там должны быть должностные лица высочайшего уровня, не только специалисты. Мы должны вести переговоры по комплексу вопросов, которые обозначены в союзном договоре", — заверил глава государства.
Также он поддержал предложение своего российского коллеги, что рабочие группы в первую очередь должны решать проблемные вопросы в сфере экономики и финансов.
В завершение Александр Лукашенко выказал мысль, что по всем вопросам уже давно приняты решения, просто правительство России об этом забыло, информируя Владимира Путина.