Виталий Чуясов, Sputnik.
Беларусь в определенном смысле является одной из колыбелей русского социал-демократического рабочего движения. Именно в Минске весной 1898 года прошел первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии.Левым силам потребовалось менее 20 лет для прихода к власти в Российской империи. Коммунисты в течение 70 лет удерживали политическую монополию на огромной территории и оказывали влияние на развитие десятков государств в разных концах планеты.
Трудные времена
Последние 24 года были одними из самых сложных для коммунистического движения. Коммунистическую символику запретили несколько европейских стран, включая непосредственных соседей Беларуси — Украина, Литва, Латвия.
В республике деятельность Коммунистической партии Беларуси, регионального подразделения Коммунистической партии Советского Союза, была официально приостановлена летом 1991 года после попытки государственного переворота в СССР.
К этому моменту партийные билеты коммунистов имели около 670 тысяч белорусов. Они не вышли на митинги и демонстрации, а просто в один день забыли о своей партийной принадлежности. Лишь горстка убежденных сторонников марксизма-ленинизма зарегистрировала в 1992 году новую партию.
В 1994 году белорусские коммунисты выдвинули кандидатом в президенты Василия Новикова — функционера, имевшего опыт партийной работы с 1977 года и в советские времена дослужившегося до должности помощника первого секретаря ЦК КПБ. За Новикова проголосовали около 4% избирателей — это до сих пор лучший показатель среди кандидатов —лидеров политических партий в новейшей истории независимой Беларуси. Но, конечно, удручающе низкая цифра для страны, в которой на тот момент у абсолютного большинства избирателей мировоззрение было сформировано на базе марксистко-ленинской идеологии. Новиков был вынужден уйти.
Калякин и Чикин
Новым лидером белорусских коммунистов стал Сергей Калякин, также опытный партийный функционер — как тогда писали в биографиях: с 1977 на комсомольской, партийной и советской работе.
Сокрушительное поражение в первой серьезной политической битве вовсе не ослабило коммунистическое движение в Беларуси. На парламентских выборах 1995 года коммунисты получили больше всех депутатских мандатов — 44. После пропрезидентской группы "Согласие" и аграриев, к которым примкнули некоторые депутаты, коммунистическая фракция в парламенте стала третьей силой, с которой уже было невозможно не считаться.
Политическая реформа 1996 года, после которой Беларусь стала президентской республикой, привела к расколу национального коммунистического движения. Часть коммунистов во главе с Калякиным выступали против конституционного референдума, другая часть поддержала инициативу Александра Лукашенко по централизации власти и образованию вместо Верховного совета двухпалатного Национального собрания. Половина депутатов-коммунистов ВС XIII созыва подали заявления о включении их в Палату представителей.
Часть коммунистов во главе с Виктором Чикиным — в советском прошлом вторым секретарем Минского горкома КПБ — учредили новую Коммунистическую партию Беларуси. Уже на следующий год коммунист Чикин получил высокую должность заместителя председателя Мингорисполкома, а в 2000-м году был назначен руководителем Белгостелерадиокомпании.
Более успешная карьера государственного служащего из партийных бонз на тот момент складывалась только у руководителя Аграрной партии Михаила Русого, который во второй половине 90-х занимал пост министра природных ресурсов и охраны окружающей среды (в советском прошлом, кстати, также член КПСС, окончивший в 1989 году Минскую высшую партийную школу).
Будучи вытесненными из системной оппозиции, поддержавшие Калякина коммунисты, не прекращали попыток вернуть власть. Сергей Калякин пытался выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2001 года, но его ослабленные партийные структуры не смогли набрать необходимое количество подписей на выдвижение претендента.
Старые кадры
На посту поддерживающих политику президента Лукашенко коммунистов Чикина в начале 2000-х сменил Валерий Захарченко. В БССР его партийная карьера развевалась в Брестской области — он дослужился до поста второго секретаря Барановичского горкома партии. Его опыт государственной работы был снова востребован в середине 90-х, когда Захарченко пригласили председателем Барановичского райисполкома, а при образовании КПБ он был избран лидером коммунистов Брестской области. Его карьера стремительно развивалась: он стал зампредом Брестского облисполкома, депутатом Палаты представителей, а также возглавил КПБ после ухода Виктора Чикина.
Захарченко скоропостижно скончался в 2004 году. На посту лидера лояльных к власти коммунистов его сменила Татьяна Голубева, работавшая в 90-х на постах заместителя министра промышленности стройматериалов и министра архитектуры и строительства, а позже ставшая депутатом Палаты представителей. Любопытно, что при переходе на работу в парламент Голубева сначала указывала на свою беспартийность, но потому неожиданно сделала головокружительную партийную карьеру в КПБ, всего за несколько лет добившись поста первого секретаря.
В период 2000-х провластной коммунистической партии удавалось проводить в парламент своих сторонников — они получали от трех до восьми мест в разных созывах. В нынешнем созыве свою коммунистическую принадлежность декларируют шесть депутатов.
За кем будущее?
Оставшиеся верными Калякину коммунисты переживали определенную идеологическую трансформацию, итогом которой стало переименование в 2009 году Партии коммунистов Белорусской в Белорусскую партию левых "Справедливый мир". Основной мотив — уйти от упоминания коммунизма, что, по мнению политиков, мешало им привлекать под свои знамена новых сторонников. Это, однако, не остановило процесс скукоживания партийных рядов левых: с начала двухтысячных к нынешнему времени с восьми до немногим более одной тысячи членов. Партийное руководство заявляет, что в действительности число их сторонников значительно больше — просто они не хотят обнародовать свою партийную принадлежность из-за опасений возникновения проблем на работе или по службе.
Официальных сторонников КПБ около 6 тысяч, но активных партийцев, судя по двухтысячному тиражу партийной газеты "Коммунист Беларуси. Мы и время", гораздо меньше.
Многолетний мониторинг Института социологии показывает очень низкую популярность двух левых партий в обществе — в случае голосования по партийным спискам в парламенте "Справедливый мир" и КПБ могли бы рассчитывать на поддержку менее одного процента белорусских избирателей каждая.
При этом потенциал поддерживающей президента Александра Лукашенко Коммунистической партии Беларуси выглядит значительно мощнее. Во-первых, нынешний лидер КПБ Игорь Карпенко занимает высокую должность заместителя председателя Мингорисполкома, курируя идеологическую сферу белорусской столицы. Во-вторых, КПБ считает себя преемником Компартии времен БССР и входит в Союз коммунистических партий бывших советских республик, которую возглавляет Геннадий Зюганов. В-третьих, КПБ активно сотрудничает с Белорусским республиканским союзом молодежи, который считает себя правопреемников советского Коммунистического союза молодежи, и БРСМ может быть кадровой базой для расширения партийных рядов.
Лидер "Справедливого мира" Сергей Калякин — завсегдатай оппозиционной демократической тусовки, в которой основную роль играют идеологически чуждые левым партии, проповедующие ценности либерально-буржуазного толка. В 2015 году Калякин снова пытался выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, однако, как и в 2001-м, не смог набрать необходимых 100 тысяч подписей избирателей.
***
Имеют белорусские коммунисты шансы вернуться во власть в Беларуси? Как видим, некоторые из них уже там, а некоторые просто не афишируют свою идеологическую принадлежность. В конце концов, Беларусь остается единственной бывшей советской республикой, в которой день прихода к власти большевиков почти столетие назад сохраняется в качестве государственного праздника и является нерабочим.