Тогда гонку организовала парижская газета Le Matin, напечатав объявление следующего содержания: "Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Награда победителю – 100 000 франков!"
Вызов принял президент "Французского автомобильного клуба" и по совместительству владелец автомобильной марки De Dion-Bouton маркиз Де Дион, но с условием – если найдутся соперники: "Это действительно будет поход в духе романов Жюля Верна…"
В итоге в гонке стартовали пять экипажей, четыре из которых дошли до финиша. Победителем был объявлен князь Шипионе Боргезе на автомобиле Itala 35/45 HP.
Большое минское кольцо
Настоящий же бум автоспорта Беларусь пережила на рубеже 1950-1960-х годов. Однако это были не ралли. В окрестностях Минска была проложена первая в Советском Союзе трасса для кольцевых гонок, получившая название Большое минское кольцо.
Кольцо имело протяженность 44 километра, круг включал в себя четыре участка по дорогам общего пользования, на которых были специально установлены ограждения из шин и предупреждающие знаки. Трасса начиналась в поселке Восточный – 12,8 километра по Московскому шоссе, далее возле нынешней развязки у Кургана Славы трасса уходила на Р80 в направлении Острошицкого городка – тут дорога имела большое количество подъемов и спусков в сочетании с закрытыми поворотами.
Далее Большое минское кольцо поворачивало по Логойскому шоссе обратно на Минск – этот спецучасток имел три крутых поворота, два из которых были объединены в S-образную связку. Заключительный отрезок длиной 5,5 километра проходил по дороге Заславль – Колодищи, на тот момент дороге из щебня и гравия.
С 1955 по 1959 гг. на Большом минском кольце были проведены пять чемпионатов СССР по кольцевым автогонкам. В 1958 году Александр Суховей на автомобиле КВН-2500С установил абсолютный рекорд Большого минского кольца – 17 минут 51,4 секунды (148,0 км/ч).
Чуть позже появилось Малое минское кольцо, известное жителям столицы как Боровая. Эта трасса была воспроизведена в гоночном симуляторе Grand Prix Legends, созданном в далеком 1998 году.
Гоночный МАЗ, который немного "Москвич" и совсем не грузовик
Примечательно, что на заре советского автоспорта гоночные болиды зачастую создавались полукустарно в условиях таксомоторных парков и автобаз (многие гонщики работали шоферами) на доработанных под гоночные соревнования шасси на агрегатах серийных легковых автомобилей: КВН (по инициалам конструктора В. Н. Косенкова), "Минск", "Асуминьш", "Киев", "Ленинградка", "Москва" – эти названия вспомнят лишь знатоки автоспорта.
В лучшем случае машины делали энтузиасты-инженеры при заводских конструкторских бюро: "Победа-Спорт", "Сокол-650", "Москвич-404 Спорт". В том числе такой опыт имел место на Минском автомобильном заводе. В 1959 году на МАЗе были сконструированы два автомобиля, которые принимали участие в гонках в 1961-1962 гг.
МАЗ-1500 появился на свет на пике популярности состязаний на Большом минском кольце – конструкция изначально разрабатывалась для участия в шоссейно-кольцевых гонках: двигатель и трансмиссия от "Москвича-407", шасси было выполнено в виде пространственной рамы из стальных труб, к которой крепились кузовные панели из стеклопластика. Подвеска всех колес – независимая, передние амортизаторы были опять же от "Москвича-407", задняя ось — типа "Де-Дион" – изобретение того самого маркиза, который первым принял вызов в ралли Пекин – Париж в 1907 году.
"Ралли" – неведомое слово
Однако в кольцевых чемпионатах международного класса СССР представить было, по сути, нечего – автомобильная промышленность, в отличие от авиационной и космической, не являлась приоритетной. Что касается ралли, то в этом виде состязаний чиновники автопрома могли узреть прикладной аспект для экспорта за рубеж.
Однако еще в конце 1950-х гг. в Советском Союзе это был малоизвестный вид спорта. В 1958 году журнал "За рулем" объяснял своему читателю значение понятия: "Этим коротким словом обозначают автомобильные безостановочные соревнования на регулярность движения". Однако курс был взят на популяризацию как профессиональных, так и любительских раллийных соревнований. В 1958 году Центральный московский автомотоклуб ДОСААФ впервые в стране провел однодневное ралли автолюбителей по маршруту Москва – Молодечно – Москва.
Что касается профессиональных соревнований, то дебютным для советских гонщиков стало ралли "1000 озер" в Финляндии в том же 1958 году. По итогу четыре "Москвича-407" заняли третье место в командном зачете.
Два года спустя СССР предпринимает попытку перенять спортивный опыт буржуазных стран, организовав собственное международное ралли "За мир и дружбу", но со своим идеологическим посылом – против "оголтелых империалистических сил" и "за воплощение миролюбивых чаяний простых людей всего земного шара", как писал журнал "За рулем". Старт был дан в Москве, команды из соцстран прокатились по территории СССР, ПНР, ГДР и ЧССР. Далее последовал "Райд Польски".
Однако СССР нуждался в валюте, поэтому антиимпериалистические лозунги быстро уступили место коммерческим выгодам: как ни крути, престижные международные ралли – это самый наглядный способ прорекламировать не марксизм-ленинизм, а товар. Советский автопром же славился надежностью, простотой и "большим за меньшие деньги" – техническое отставание еще не было так заметно, и советские машины хорошо продавались за границей.
В этом плане ралли Монте-Карло являлось вехой по уровню престижа, сложности и освещаемости в прессе. К тому же, оно также относится к одному из старейших – первый старт датируется 1911 годом. В столицу Княжества Монако снарядили три "Волги" ГАЗ-21 и два "Москвича-403".
При чем тут Минск?
По заведенной еще с первых соревнований традиции ралли Монте-Карло стартует из разных точек Европы, которые равноудалены от Монте-Карло. На роль таковой партия назначила Минск. С площади Ленина (ныне площадь Независимости) стартовали 28 экипажей: из СССР, Франции, Англии, Швейцарии, Голландии, ФРГ и Монако.
Отдельно отметим экипаж под номером 37 Падди Хопкирка и Генри Лиддона на Morris Cooper S – именно они спустя 4452 километра, "пролетев" за 83 часа 24 минуты 9 стран, выиграют эту гонку и тем самым принесут всемирный успех во многом революционному для своего времени автомобилю Mini конструкции Алекса Иcсигониса. В некотором смысле можно сказать, что старт всемирной славе этого британского бренда был дан в Минске 18 января 1964 года в 00:34.
Кто может?
В то время к участию в ралли допускались только серийные автомобили, без конструктивных доработок, как то форсированные двигатели, облегченные кузова и доработанные подвески. Дополнительно ставилось только необходимое раллийное оборудование: противотуманные фары, навигация, ремни безопасности.
Примечательно, что в СССР не существовало зимней резины как таковой, тем паче шипованной. Поэтому советской команде пришлось докупать ее в Европе.
В целом если западные команды четко делились на гонщиков и механиков, то советская сборная такое разделение позволить себе не могла: сами прошли участок, сами починились и поехали дальше. В лучшем случае ралли сопровождали одна-две "технички".
Забегая вперед, именно "техничка" выручила команду "Москвичей" в 1964 году. По пути из Минска во время обгона боевой "Москвич" ушел в кювет, дабы избежать столкновения со встречным автомобилем. Благо экипаж остался цел, но машина разбита. Как выход место в строю занял точно такой же "Москвич" 403-й модели, который шел в составе команды как машина техподдержки.
"Волги" и "Москвичи" против иномарок
Экипажи двух "Волг" – Геннадий Добровольский, бывший летчик, горьковский гонщик-испытатель, мастер по самолетному, мотоциклетному и автомобильному спорту, гонщик-испытатель Эдуард Васькович, шестикратный чемпион СССР Вячеслав Мосолов и гонщик Леонтий Дегтярев представляли заводскую команду Горьковского автозавода. Третий экипаж – гонщики-испытатели Анатолий Дмитриевский и Сергей Тенишев штурмовали Альпы под флагом НАМИ (Научный автотракторный институт). В экипаж от МЗМА вошли гонщики Владимир Локтионов и Юрий Лесовский, Николай Сучков и Виктор Щавелев.
21-е "Волги" в целом славились своей надежностью, но по сравнению с импортными конкурентами на ралли Монте-Карло машинам не хватало маневренности на виражах. Путаницу вносили штурманские легенды и лабиринты европейских городков.
"Москвичам" же в горах пришлось туго – мощности моторов малолитражек едва хватало преодолевать крутые подъемы. Из-за большого количества переключений передач у "Москвичей" вылетали КПП, однако машины ехали, несмотря на большие перепады высот, крутые повороты и смену покрытия: то снег, то лед, то мокрый асфальт.
"Mini" и победа
Как было сказано выше, победу одержала команда на Mini Cooper S. После Mini приходил первым и в 1965, и в 1966, и в 1967 году. Правда, в 1966 году разразился скандал – Mini Cooper’ы заняли все три первых места, и оргкомитет принял решение лишить команду призовых мест из-за… "линейки" из четырех дополнительных фар с йодными лампами на переднем бампере – это противоречило недавно измененному техрегламенту.
Возвращаясь в 1964 год, второе место тогда завоевал немецкий экипаж на Ford Falcon Sprint. Третье место досталось шведам на SAAB 96. Всего же из 342 участников до финиша добрались только 174 машины – чуть больше половины. Поэтому то, что все пять советских экипажей дошли до финиша, можно считать удачным дебютом и заявкой на успех.
Что было дальше?
В том же 1964 году на ралли в Швеции "Полуночное солнце" экипаж Геннадия Добровольского и Александра Карамышева на ГАЗ-21 завоевал пятое место. В ралли Монте-Карло СССР принимал участие в следующем 1965 году, но неудачно.
Однако эра триумфа была не за альпийскими горами. Череду успехов открыл "Москвич-412" в трансконтинентальных ралли-марафонах Лондон – Сидней в 1968 году (16 тысяч километров через 11 стран, четвертое общекомандное место) и Лондон – Мехико в 1970 году (26 тысяч километров, 25 стран за 39 дней: второе, третье и четвертое места в классе автомобилей с двигателями объемом до 1,6).
Вершиной взлета советского международного автоспорта стал 1974 год, когда "Москвич-412" Стасиса Брундза и Александра Карамышева занял первое место в ралли "Тур Европы".
Отчего так памятно ралли Монте-Карло?
То ралли памятно, в первую очередь, англичанам – как гордость за Mini и взлет британского автопрома. В 2004 году победитель ралли 1964 года Падди Хопкирк побывал в Минске – BBC готовило большой документальный фильм, немаловажную роль в котором играл современный Mini как бренд.
Нам же оно памятно как "окно в Европу" советского автоспорта – именно оно положило старт многочисленным будущим триумфам.
Примечательно, что из стартовавших в Минске автомобильных марок большинства уже не существует: французская Simca, английские Austin, Morris, Healey, Reliant, немецкая DKW, советские "Москвич" и "Волга" прекратили свое существование. Из оставшихся на плаву – Merсedes-Benz, Ford, Citroen, Renault и Alfa-Romeo. MG и Volvo сменили собственников и отошли китайцам с полным перепрофилированием концепции выпускаемого продукта.
Ныне проводимое историческое ралли Монте-Карло проводится с 1998 года Автомобильным клубом Монако под патронатом Его Высочества принца Альбера II и считается самым престижным ралли на олдтаймерах. К участию в RMCH допускаются модели автомобилей из числа уже принимавших участие в ралли Монте-Карло с 1955 по 1980 год. Это традиционное многодневное ралли по правилу "Звездного сбора" – экипажи устремляются в Монако по хронометрируемым маршрутам из разных уголков Европы. Кульминацией RMCH станет крутое восхождение на перевал Коль де Турини (1607 м над уровнем моря), не менее сложный спуск с него и кольцевая гонка по улицам Монте-Карло.
"Мужчина и женщина". Анахронизмы
Примечательно, что упоминание Минска как одной из точек старта ралли Монте-Карло попало в фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина". По наклейкам на автомобилях в кадре видно, что речь идет про ралли 1966 года, однако советская команда завершила участие в этом ралли годом ранее. Тем не менее в том году в ралли Монте-Карло все же стартовал один "Москвич-408" – это был шведский экипаж, который до финиша, к сожалению, не дошел.
Если быть документально точным, то и герой Жан-Луи Трентиньяна также не мог одержать победу в этом ралли, потому как гонялся на Ford Mustang, а в реальности первое место занял экипаж на Citroen DS, и то после скандала со снятием Mini. Словом, компания Ford фильмом Лелуша прославила спортивные достижения Mustang более чем хитроумно.
Кстати, и советский кинематограф не обошел вниманием бум на раллийные автосостязания. В 1971 году "Беларусьфильм" снимает картину "Мировой парень", где в тяжелейших условиях вымышленной страны Нуобария команда на грузовом "лобатом" МАЗ-516 выигрывает у вымышленных же конкурентов соревнование и заодно тендер местного грузоперевозчика. Натурные сцены картины снимались в Афганистане.
В 1972 году на экраны вышла психологическая драма "Гонщики". Главные роли в ней исполнили Евгений Леонов и Олег Янковский, который управлять автомобилем на тот момент и не умел. В 1978 году рижская киностудия в лучших традициях агитпропа выпускает детектив "Ралли", который рассказывает о попытке вывезти за рубеж контрабандой украденную в СССР картину, спрятав ее в гоночной машине, следующей на международные соревнования.