Последние новости белорусского авторынка: компания Cadillac (США) спустя три года возвращается на белорусский рынок и теперь планирует реализовывать в республике модели белорусской сборки. Планы компании анонсировал журналистам генеральный директор Cadillac Россия Лука Патриньяни во время церемонии открытия в Минске дилерского центра компании.
"Сборку автомобилей Cadillac на территории Беларуси уже год осуществляет СП ЗАО "Юнисон". Сейчас в Беларуси производится до 600 автомобилей Cadillac в месяц. В следующем году планируется увеличить производство до 1-3 тысяч автомобилей в месяц. Объемы производства будут варьироваться в зависимости от ситуации на рынке", — рассказал Патриньяни.
Он подчеркнул, что сейчас компания возобновляет продажи автомобилей Cadillac в Беларуси, которые были прекращены в 2012 году. По прогнозам компании, в следующем году на белорусском рынке может быть продано 150 машин.
В основном, по словам Патриньяни, автомобили белорусской сборки предназначены и для рынков стран СНГ.
Построим АЭС, и надо думать об электромобилях
Еще один автопроект был анонсирован практически одновременно с новостями от Cadillac. Председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович предложил Всемирному банку реализовать в Беларуси проект по электромобилям.
Встречаясь с директором отдела Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кристиной Кахконен и главой представительства ВБ в Беларуси Ян Чул Кимом Мясникович предложил банку подумать над созданием производства электромобилей, заправочных станций и другой инфраструктуры для этого вида транспорта.
Мясникович заметил, что сейчас Беларусь существенно продвинулась в похожих отраслях, таких как производство гибридных автобусов, троллейбусов, трамваев.
Кроме того, спикер верхней палаты обратил внимание, что с вводом в Беларуси АЭС республика будет иметь профицит электроэнергии, "и это тоже можно было бы эффективно использовать для аккумуляторных и зарядных станций".
Автопроекты прошлых лет: почему не получилось?
Обозреватель Sputnik Елена Ольшанская напоминает, что в Беларуси уже было предпринято несколько попыток создания собственного производства легковых автомобилей.
Первая из них завершилась уходом в 2001 году из страны компании Ford, вторая попытка привела к фактическому сворачиванию в 2010 году совместного с Ираном проекта по сборке автомобилей "Саманд". Обе эти неудачи, как отмечали ранее представители белорусского автопрома, были связаны с противоречиями, возникшими между государством и инвесторами. Помимо этих проектов, в Беларуси помнят и неудачу, постигшую проект по созданию в республике СП с концерном Skoda.
Так, в сентябре 1996 года между чешским концерном Skoda, СП "Бел-Шкода" и СП "Бел-Фер" был заключен договор об организации сборки автомобилей "Шкода-Фелиция" и "Фелиция-комби" на производственных мощностях СП "Бел-Фер" в Дзержинске. Мощности производства должны были составить пять тысяч автомобилей в год к 1999 году, затем были сокращены до трех тысяч в год.
Проект активно поддерживался Чехией и концерном Volkswagen, купившим в 1991 году контрольный пакет акций чешской автомобилестроительной фирмы. В перспективе мощности сборочного СП планировалось увеличить до 30 тысяч в год и начать экспорт продукции.
В качестве условий участия в проекте инвесторы попросили Беларусь предоставить на период реализации проекта таможенные и налоговые льготы и получили предварительные гарантии, после чего ввезли в страну два машинокомплекта и собрали так называемые сигнальные экземпляры авто.
В 1997 году власти Беларуси предоставили такие льготы — однако, не Skoda, а СП "Форд-Юнион", созданному при участии компании Ford. Поводом для смены инвестора стало заключение одного из экономических ведомств страны о том, что белорусско-чешское СП не смогло предоставить гарантий возвращения денежных средств, получаемых компанией в виде предоставления господдержки.
Таким образом, в 1997 году в Беларуси стартовал проект с участием Ford: было создано белорусско-американское СП "Форд-Юнион", в котором Ford получил 51% акций. Мощности производства СП должны были составить 6,3 тысячи автомобилей в год. В июне 1997 года был принят указ президента о предоставлении СП беспрецедентных налоговых льгот, а в октябре 1997 года этот указ был признан недействительным.
Что послужило поводом для прекращения господдержки — определенно сказать сложно, однако еще одним поводом для сворачивания проекта стал экономический кризис в России, начавшийся с объявления 17 августа о техническом дефолте РФ.
В июле 2000 года СП "Форд-Юнион" приняло решение о сворачивании производства.
В 2007 году белорусские власти предприняли еще одну попытку создания в республике собственного производства легковых автомобилей, заключив инвестиционное соглашение с иранской компанией Iran Khodro. Новое производство планировалось создать на той же площадке, на которой работал и Ford. В перспективе белорусская сторона рассчитывала довести его мощности до 30 тысяч автомобилей в год с учетом возможности выхода на рынок Таможсоюза.
В 2009 году Iran Khodro, к тому времени уже начавшая реализацию в Беларуси инвестпроекта по выпуску легковых автомобилей на базе СП ЗАО "Юнисон" под Минском, заявила о готовности увеличить свою долю в уставном фонде СП до 40% и успешно завершила эту сделку по офшорным схемам. Однако затем инвестор заявил о планах нарастить свою долю до контрольного пакета, уточнив, что именно это станет основным условием для дальнейших инвестиций и начала реализации второй фазы проекта, предусматривавшего увеличение степени локализации сборки до 51% (необходимое условие для льготной работы в условиях Таможенного союза).
Но и тут помешал кризис: иранская компания отказалась от покупки доппакета акций и постепенно свернула проект.
Что имеем на сегодняшний день?
Как отмечают представители отрасли, работу "Юнисона" по отверточной сборке можно считать в какой-то мере успешной. Именно полученный в партнерстве с Ираном опыт подтолкнул компанию к поиску других партнеров, и следующим автомобилем белорусской сборки стал китайский седан Zotye.
В этот же период в Беларуси появилось еще одно сборочное производство легковых автомобилей, и тоже китайских: под Борисовом начало работу предприятие "БелДжи", которое занимается SKD-сборкой автомобилей марки Geely.
Однако сейчас, по неофициальным данным, сборка всех трех моделей Geely прекращена, дилеры реализуют складские запасы, которые образовались в 2015 году, когда машинокомплекты еще поставлялись в Беларусь для сборки, а продажи резко упали из-за девальвации российского рубля. Тогда цены на авто на российском рынке снизились едва ли не вдвое, белорусский производитель счел, что продажи по таким ценам для него не выгодны и приостановил производство в середине года.В отличие от "Юнисона", этот проект пользуется мощной господдержкой, что позволяет ему выпускать сразу три модели. Именно это предприятие сегодня является самым массовым белорусским автопроизводителем: в 2013-2014 годах на заводе в Борисове было собрано и реализовано более 10 тысяч автомобилей, причем большая часть была продана на российском рынке.
Помимо "БелДжи", легковые автомобили продолжает выпускать и "Юнисон" — в партнерстве с General Motors. Собираются такие модели, как Opel Mokka, Chevrolet Trax, чуть позднее завод начал выпуск Chevrolet Tahoe и даже Cadillac Escalade.