Корреспондент Sputnik Ирина Кругликова посмотрела на "возрождение" святынь, которые к Пасхе вернут в родной храм.
В реставрационной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря тихо и солнечно. С самого утра здесь идет кропотливая и вдохновенная работа – очередной этап реставрации уникальных икон: 18 образов из иконостаса храма Святителя Николая в деревне Добромысль Ивацевичского района.
Сама церковь, возведенная в середине 19 века по проекту графа Воронцова-Вельяминова, признана памятником архитектуры. Редкий случай, когда в одном месте чудом сохранились сразу две исторические ценности.
Неутраченная красота
"Все холсты - редкой, дивной красоты", - рассказывает об иконах руководитель реставрационной мастерской Наталья Зенкова.
Уникальность в том, что это цельная работа одного мастера, которую он сумел воплотить в одном иконостасе, поясняет руководитель мастерской.
"Просто удивительно, что все иконы сохранились в обычном деревенском храме! Только подумайте: без малого два века!" - говорит Зенкова.
Это - треъхярусный иконостас. В нем представлены иконы Спасителя, Богородицы, образ Благовещения, икона Святителя Николая, Царские врата с изображением Евангелистов, и многие другие образы.
Иконописец искусно использовал при его создании академические живописные приемы, подчеркивает Наталья.
"Наиболее пострадавшей оказалась икона Александра Невского. Она и одна из самых больших по размеру – в высоту превышает полтора метра. Сейчас святыня на самом активном этапе реставрации", - отмечает руководитель мастерской.
"Самые маленькие - это иконы с изображением Евангелистов, представленные на Царских вратах. Диаметр одного полотна всего 23 сантиметра", - говорит Зенкова и добавляет, что эти полотна уже практически готовы.
"Очевидно по стилю письма: образы Святых написаны рукой одного иконописца", - рассказывает Наталья Зенкова.
По ее словам, эти редкие иконы попали в мастерскую в плачевном состоянии. Все образы написаны на холсте. Со временем холсты провисли из-за перепада температур, влажности и других атмосферных и временных воздействий. Сильно пострадал красочный слой. Под лаковым покрытием и поверхностными загрязнениями лики утратили выразительность.
Храм, где они находились все эти годы, возможно, не отапливался какое-то время. По этой причине иконы и разрушаются чаще всего, поясняет Зенкова.
"Сохранить каждую чешуйку"
Прежде, чем начать любую реставрацию, нужно тщательно изучить степень повреждения. После этого – этап консервации.
"То есть максимально сохранить все, что уцелело, - уточняет Наталья. - Так как холсты провисли, нужно их перетянуть, при этом сохранить красочный слой, который потрескался и начал осыпаться. В мастерской принято решение натянуть на рабочий подрамник каждый холст, далее – подвести шприцем клей под вздутия, если они есть, усадить краску на основание и после, наложить профилактическую заклейку. Мы должны спасти каждую чешуйку красочного слоя".
После этого реставратор счищает бумагу и переходит к работе над теми местами, где утрачены фрагменты красочного слоя. Важно также повторить шрифт исполнения образа. Все это - очень трудоемкий процесс. В работе используются органические материалы.
"Работу над реставрацией этой уникальной коллекции икон мы ведем с прошлого года. Уже к Пасхе хотим вернуть отреставрированный иконостас в родной храм", - подчеркивает Наталья.
Мы реставрируем иконы, а иконы реставрируют нас
Мастерская открыта уже 12 лет. За этот период к реставраторам попало большое количество очень редких, древних икон разных периодов, делится Наталья Зенкова.
"Образы различных иконописных школ из частных коллекций, домашние иконы, храмовые. Любая икона уникальна, нужно время, чтобы увидеть и понять образ и особый подход к каждой. Мы работаем с большой любовью к иконе. Молитва – основа нашего труда. Помимо специального образования, наши навыки и опыт совершенствуются в процессе работы в мастерской", - рассказывает она.
"Часто нашу профессию сравнивают с профессией хирурга. Ведь наши инструменты - это шприц, скальпель и микроскоп, - рассуждает Наталья. - Мы подстраиваемся под чье-то авторское письмо. Реставратор – это мастер, который не проявляет в творчестве свою личность, а пытается понять индивидуальность того, кто когда-то создавал тот или иной образ."