Текущий год на автомобильном рынке Беларуси начался бодро: потребительский спрос особенно заметно вырос в марте за счет роста курса валют. В апреле ситуация кардинально поменялась из-за пандемии коронавируса, продажи упали на несколько месяцев. В конце лета снова наблюдался кратковременный всплеск спроса, связанный с курсом валют и обострением политической обстановки в республике.
Корреспондент Sputnik поговорила с заместителем председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергеем Вариводой и выяснила, что происходит на авторынке Беларуси сейчас и чего ждать в ближайшем будущем.
Затяжное падение
По словам Вариводы, происходит достаточно быстрая ажитация спроса в сегменте новых легковых автомобилей.
"В первую очередь, спрос мы отслеживаем по статистике Белорусской автомобильной ассоциации, которая объединяет всех автомобильных дилеров. Падение сентябрьских продаж – примерно 10% к уровню августа, в августе было падение 10% к уровню июля", – озвучил цифры он.
Эксперт отметил, что, по предварительным подсчетам, продажи в сентябре текущего года упали на треть по сравнению с тем же периодом 2019 года. При этом разные автомобильные бренды по-разному реагируют на кризис.
"У отечественного производителя, у марки Geely наблюдается рост продаж к соответствующему периоду прошлого года более 40%. Эта марка сейчас занимает уверенное второе место в рейтинге продаж БАА, дышит в спину лидеру – марке Lada. Я думаю, это вопрос непродолжительного времени, когда Geely станет доминировать на белорусском автомобильном рынке", – констатировал Сергей Варивода.
Что влияет на продажи авто
Есть несколько факторов, влияющих на продажи автомобилей.
"В первую очередь, это падение реальных доходов населения. Автомобиль – это товар импортный: даже если он собирается в Беларуси или России, он изготовлен из импортных комплектующих. Естественно, любое ослабление национальной валюты белорусской и российской сказывается на ценах. И когда мы говорим о падении доходов населения относительно уровня цен на автомобили, оно существенно выше, чем потребительская инфляция в целом. Поскольку у нас около 80% рынка новых авто формируется ввозом из России, уровень цен формируется во многом с оглядкой на цены в РФ, а цены в РФ зависят от курса российского рубля", – объяснил представитель Белорусской автомобильной ассоциации.
Еще один фактор – это отсутствие адекватных предложений по кредитованию.
"В тех немногочисленных банках, которые продолжают кредитовать покупку авто, ставки запредельные – больше 30%. Лизинговые компании, как правило, фондируются в национальной валюте у коммерческих банков, а банки ограничивают кредитование лизинговых компаний. Те, в свою очередь, прекращают финансирование сделок с физическими и юридическими лицами", – рассказал Варивода.
Также напрямую влияют на продажи автомобилей потребительские настроения, которые сейчас далеки от оптимальных.
"Они спровоцированы общественно-политическим кризисом и углубляющимся экономическим кризисом. У меня конкретных цифр нет, но если в целом говорить о потребительских настроениях людей, они сейчас скорее негативные. Это очень индивидуально. Все это в совокупности давит на продажи", – резюмировал собеседник.
Тенденции и прогнозы
Белорусская автомобильная ассоциация не отслеживает, что происходит на рынке бывших в употреблении автомобилей.
"Но если говорить о ценовых тенденциях, то всегда рынок новых и б/у авто связаны между собой. Если растут цены на новые автомобили, будут расти цены и на б/у автомобили. Я не думаю, что там какие-то особенности будут", – поделился наблюдением Сергей Варивода.
По его словам, в целом картина ясна – продажи упали.
"Если говорить о совокупном рынке новых, бэушных, ввозимых и производимых авто, в этом году уровень продаж будет ниже уровня 2019 года. В лучшем случае, нам по итогам года удастся закрепиться на уровне показателей 2018 году, при пессимистическом варианте развития событий мы опустимся на уровень 2017 года", – отметил эксперт.
Он подчеркнул, что сейчас какие-либо прогнозы делать сложно.
"Но если говорить о тенденциях и моих оценках этих тенденций, они сохранятся до конца года. Будет продолжаться спад. Рынку удастся удержаться на уровне 2018 года, если к концу года что-то поднимет потребительские настроения. Например, те же праздники. Относительно уровня прошлого года ожидается спад процентов на 20. Хочу обратить внимание, что спад был бы гораздо больше, если бы не две девальвации в этом году в марте и августе", – подчеркнул Варивода.
Он напомнил, что девальвация всегда провоцирует моментальный всплеск продаж импортных товаров, в том числе автомобилей.
"Мартовские продажи новых авто здорово поддержали рынок, как, впрочем, и весь первый квартал – тогда мы жили в совершенно другой реальности. Не было пандемии и политических потрясений. Если не учитывать итоги первого квартала текущего года, спад продаж по итогам года будет в районе трети", – обозначил зампредседателя правления БАА.
Купить авто сейчас или подождать?
Сергей Варивода отметил, что автодилеры, как и все продавцы, всегда пытаются мотивировать покупателей принципом "покупай сейчас или проиграешь".
"В данной ситуации, на мой взгляд, если быть объективным, надо очень аккуратно относиться к приобретению дорогостоящих товаров, в том числе автомобилей. Это не должна быть инвестиционная идея с расчетом на выигрыш", – пояснил он.
Если автомобиль объективно необходим и если есть достаточный объем сбережений и стабильный уровень доходов, можно рассмотреть покупку.
"Если вы сейчас хотите приобрести автомобиль в кредит, в лизинг или псевдовалютный лизинг, это явно может быть не по силам. Человек даже если не лишится своих доходов, будет отдавать значительную их часть на выплату за автомобиль. Не стоит лезть в кабалу на три, пять и даже десять лет, нужно немножечко притормозить. Я бы рекомендовал вернуться к идее покупки автомобиля в долг только в случае начала восстановительного роста экономики. Я уже не говорю о каких-то кардинальных изменениях, потому что их сложно предсказать", – объяснил свою точку зрения собеседник.
По его словам, если говорить о ценах и желании купить новый автомобиль выгодно, то поезд уже ушел.
"Те колебания курсов, которые возникали и давали возможность немного сэкономить, уже прошли. Рынок сбалансировался. Цены рыночные, ставки высокие, ожидания неопределенные. Сейчас нет смысла торопиться с покупкой, если нет острой необходимости. Времена спекуляций на рынке автомобилей давным-давно ушли", – заключил Сергей Варивода.