Новобранцы приняли военную присягу в Витебске, а Sputnik проводил туда маму одного из новоиспеченных десантников: как прощаются со "вчерашними детьми" и что их ждет?
В областном центре 14 декабря на верность Беларуси присягнули 600 военнослужащих — прошедших спецотбор призывников со всех уголков страны. Узнали, как прошел первый месяц солдат, чем их встречали матери, девушки, друзья и каким будет их первое увольнение.
"На проводах вся семья в тельняшки оделась"
В Витебске сегодня ветрено и холодно — всюду, но не в толпе на площади Победы: все здесь ищут себе место поближе — для обзора получше. Соседствуя, знакомятся и делятся информацией, чтобы собрать в общую картину: новобранцев привезли еще в семь утра; позволили позвонить родным и обрадовать: после принятия присяги им дадут возможность побыть с ними, лишь в строго указанный (кажется, еще неблизкий) час придется вернуться в часть.
Мы на местную площадь Победы приезжаем чуть раньше десяти утра, чтобы составить компанию маме одного из новобранцев: Вероника Альшаник купила билеты в областной центр из столицы почти месяц назад.
"Спали в поезде урывками — волновались очень. А на площади уже в восемь часов были, чтобы места занять в первом ряду, так что замерзли еще как", — делится она и прячет руки в карманы.
Ребят увезли в части во второй половине ноября. Вадим всегда хотел служить и считал, "что престижно защищать свою родину". Отправился он в 103-ю воздушно-десантную бригаду ССО.
Мама Вадима рассказывала, как готовилась отпустить сына на службу — еще несколько лет назад, когда он собрался в суворовское; как переживала, что им в день отъезда попрощаться не удалось; как волновалась, что сын будет голодным, а его в армии, оказывается, и булочками кормят, и сок ему дают.
"Я сама его подстригла за несколько дней до того, как ушел — решила, лучше сама. Смотрите, какой красавец был, модник!" — восклицает Вероника и открывает фото на смартфоне, показывает снимки с проводов, когда вся семья оделась в тельняшки, другие дорогие ей кадры из семейного архива.
Звонки любимой — всего раз в неделю на пару минут
Тогда, в Минске, провожала Вадима служить и любимая девушка Аня. Вот и сегодня она здесь. Рассказывает, что за все прошедшее время с молодым человеком созванивалась всего по разу в неделю, и то на пару минут. Конечно, соскучилась и, конечно, не передумала ждать.
"Созванивались по воскресеньям. Выходит, я увижу его впервые за месяц! Конечно, скучаю — ждать, пожалуй, тяжелее, чем я думала. И он говорит, что скучает", — откровенничает Аня.
Чтобы не замерзнуть в первом (самом ветреном сегодня) ряду, Аня жмется к Вике, сестре новобранца, которая, кажется, держится, чтобы на расплакаться.
Едва солдаты выходят на площадь, люди в толпе начинают суетиться, высматривать каждый своего: вытягивают шеи, руки со смартфонами — чтобы точно не пропустить. То и дело отовсюду раздаются восклицания — мол, разглядели, вот же он!
"Надеемся, что сможем сегодня пообщаться по-хорошему… Мне Вадим позванивал мимолетно, только если успевал. Он говорил, что постоянно занят тем, что ему нравится, поэтому ему просто было не до тоски по дому", — улыбается Вика.
Парни тем временем выстраиваются на площади, успевают заслушать приветственное слово, приступить к присяге. Девочки задерживают дыхание, когда до выхода Вадима остается несколько человек; едва называют его фамилию — замирают.
"Привезла и драников, и блинчиков… и копченого сала!"
"Я его первая из всех узнала! По походке, по всему: вижу — мое идет, и кричу всем, в каком он ряду да какой по счету. Потому что сердце матери не обманешь", — говорит мама новобранца Вероника.
Пришедшие на площадь многочисленные матери новоиспеченных солдат промокают уголки глаз салфетками, называют ребят "вчерашними детьми" и сетуют, что у них шея совсем открыта — в такой-то холод; позже они шумно выдохнут — когда они все разом снимут головные уборы.
Девочки своего солдата тоже, конечно, высмотрели: "Он нас, конечно, видел! Я ему помахала — смотрите, он вон выглядывает и улыбается". За присягой наблюдают завороженно, а потом только переглядываются и не знают, что сказать.
Вадим уже занял свое место в конце строя, но родные места хорошего обзора на всякий случай не оставляют, надеются увидеть его получше еще раз. Уже через каких-то полчаса десантника отпустят в первое увольнение.
"Вадим рассказывал, что в понедельник они поедут в Марьину Горку: будут соревноваться — отстаивать честь витебской бригады — и он будет петь песню, всю неделю репетировал", — рассказывает Вероника Альшаник, пока ее сын сдает оружие.
Родные смогут побыть с солдатом до вечера: Вадим попросил маму арендовать на полдня квартиру неподалеку от площади. Она так и поступила. А еще наготовила ему всего, что любит.
"И драников, и блинчиков, и мяса… А самое забавное — созванивалось как-то, а он говорит: мол, мама, так хочу копченого сала! Конечно, я привезла, просто удивилась", — поделилась собеседница.
Новобранец: стоишь на плацу и думаешь: когда "домой"?
Вероника пробирается сквозь толпу таких же матерей, девушек, друзей — впервые за месяц встречает сына и крепко обнимает; уже через минуту его обступают со всех сторон: на торжество приехали не только родные, но и несколько друзей.
Вадим, кажется, и правда вполне доволен — широко улыбается, рассказывает воодушевленно.
"Месяц прошел очень быстро — кажется, будто я только неделю назад приехал. Это потому, что дни так были распланированы, что не успеваешь следить за временем. И очень интересно! По воскресеньям есть какие-то программы развлекательные, это меня очень удивило", — делится солдат.
Обилие физнагрузки парня не вымотало — Вероника рассказывает, что они вообще-то давно занимаются спортом, просто ради удовольствия.
"Я быстро привык, так что меня почти и не смущало, что все вокруг чужое. А сейчас даже, когда на плацу стоишь, невольно задумываешься: а когда домой? В смысле, уже не "в часть" говоришь, а "домой".
Сегодня все изменилось! Ты как-то сразу ощущаешь, какая на тебе ответственность на самом деле. Только стало очень интересно, что с нами будет дальше", — признается Вадим Альшаник.
Мама десантника Вероника выглядит взволнованной, но говорит, что это "в хорошем смысле".
"Вадим получил именно то, что хотел, а потому доволен — это замечательно. Но мне все же кажется, что пока с ними были помягче. Посмотрим, как он заговорит через месяц: теперь — после присяги — начнется настоящая служба", — рассуждает собеседница.