04:26 21 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD2.04
  • EUR2.27
  • 100 RUB3.19
Многие ИП не уверенны, что смогут все оформить за один день - всюду внушительные очереди

Очереди и скандалы: как ИП аврально подключаются к системе контроля

© Sputnik / Ирина Букас
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
113960

Сроки установки средств контроля налоговых органов на кассы индивидуальных предпринимателей много раз переносились, поэтому ипэшники не спешили, надеясь, что дату изменят и в этот раз. Теперь всем нужно заключить договоры на установку до 1 сентября.

Есть у многих белорусов привычка – все делать в последний момент. А потом героически преодолевать трудности, которые сами же и создали. В подобной ловушке сейчас оказались многие индивидуальные предприниматели, которые не спешили заключить договор на подключение кассового оборудования к системе контроля налоговых органов (СКНО).

Много раз переносились сроки, поэтому новый дедлайн, установленный постановлением Совмина на 1 сентября, люди не восприняли всерьез. Когда же поняли, что нового переноса не будет, массово бросились исполнять требования законодательства. Теперь в управлении Информационно-издательского центра по налогам и сборам в Минске собираются огромные очереди из ИП.

Один из предпринимателей, которому пришлось потратить целый день на заключение договора, обратился в редакцию Sputnik. Корреспондент Ирина Букас выехала на место, чтобы разобраться в ситуации.

Целый день в холле бизнес-центра многолюдно - все спешат впрыгнуть в последний вагон
© Sputnik / Ирина Букас
Целый день в холле бизнес-центра многолюдно - все спешат впрыгнуть в "последний вагон"

Миссия "Успеть до 1 сентября"

Стоит только зайти в бизнес-центр, где располагается управление Информационно-издательского центра по налогам и сборам, и сразу становится понятно, что атмосфера здесь накаленная. Возле входа собралась огромная толпа: люди занимают очередь к столу, где сотрудники управления составляют списки желающих заключить договор.

"А это что такое? Очередь? И все заключить договор на СКНО? И как это так?" – возмущенно спрашивает женщина, которая только вошла в здание. Она вздыхает, непечатно выражается, но все же покорно спрашивает: "Кто последний?"

Один из мужчин, пробившийся к столу, начинает громогласно возмущаться. Он недоволен тем, что процесс идет очень медленно. "Я сюда к 8 утра пришел, когда я уже пройду?" – кричит он.

"Не ругайтесь! Мы работаем, как можем, а вы напираете. Почему-то месяц назад здесь никого не было. Хотя тогда можно было за 10 минут все сделать", – осаживает недовольных сотрудник управления.

В фойе сотрудники управления составляют списки желающих заключить договор
© Sputnik / Ирина Букас
В фойе сотрудники управления составляют списки желающих заключить договор

Его коллега в это время ходит по залу и предлагает помощь в заполнении и проверке документов. За пару минут вокруг него собирается еще одна толпа, и он терпеливо объясняет, где нужно указать свои данные, а где – подписаться.

"Мы приехали, записались и уже получили номерки, – радуется Ирина. – Вообще только вчера прочитала информацию о том, что нужно заключить договор на подключение кассы к СКНО до 1 сентября. Еще около месяца назад нам организация, которая обслуживает кассовый аппарат, сообщала, что это нужно сделать, но по срокам они нас не сориентировали", – говорит женщина.

Она считает, что проще было бы работать по-старому, без новых аппаратов. 

К разговору подключается мужчина, пожелавший остаться неназванным. "Узнал, что нужно будет заключать эти договоры, месяца четыре назад. Но так получилось, что времени на это не было – работы много", – улыбается он.

Возмущению нет предела

Люди нервно ходят из угла в угол, перепроверяют документы по десятому разу. В толпе замечаю девушку, которая что-то громко обсуждает с соседкой по очереди. Подключаюсь к разговору.

За столиками ипэшники заполняют документы
© Sputnik / Ирина Букас
За столиками ипэшники заполняют документы

"Вообще нас предупреждали, но точной даты не называли. Это чисто моя невнимательность, что я так запустила этот вопрос. Сейчас вот стою в очереди. Я правильно заполнила документы, поэтому надеюсь сегодня успеть заключить договор", – делится Марина.

Она не скрывает возмущения. "Мне, конечно, жалко тратить время на эту ерунду. Непонятно, для кого и для чего это сделано. Точно не для ИП, мне это не надо. Я не хочу платить 65 долларов и потом еще деньги за обслуживание непонятно чего. И вообще, давно пора все перевести в электронный вид. Они, вроде, так и делают, но это все не работает. До сих пор выдают диски, хотя уже дисководов на компьютерах нет. Все это доводит до ярости", – признается девушка.

"Знал, что надо будет заключить договор на СКНО, но про дату 1 сентября услышал пару недель назад. Как придумают что-нибудь – и вот стойте в очередях, кучкуйтесь, как муравьи. Мне на работу надо, а приходится тут время тратить, целый день можно простоять. Некогда этим заниматься", – возмущается предприниматель Андрей.

Мужчина считает, что система контроля ничего не дает. "Только забирает – и все. Кто по-настоящему мошенничает, тот выход найдет. А тем, кто честно работает, никаких плюсов", – убежден предприниматель.

Слышу за спиной: "Да это просто издевательство над людьми! Я тут только время теряю и деньги. Кому это надо?" – кричит разъяренный мужчина средних лет. Решаюсь узнать, чем он недоволен.

В управлении в эти дни стараются успеть принять как можно больше людей
© Sputnik / Ирина Букас
В управлении в эти дни стараются успеть принять как можно больше людей

"Я слышал, что все время сроки переносились. Думал, и в этот раз так же будет. А тут буквально вчера узнал, что все – до 1 сентября договор должен быть заключен. Не уверен, что сегодня успею. Может, на завтра запишусь, чтобы не сидеть сейчас в очереди целый день. Это просто безобразие!" – качает головой Алексей.

Его агрессию гасит своим спокойствием пожилой таксист Георгий. Он только начинает работать и вчера приобрел кассовый аппарат. "Мне вчера сказали, что надо это СКНО ставить. Вот сегодня приехал, а тут столько людей. Только здесь узнал, что до 1 сентября ИП эти договоры должны заключить. Мне тоже надо, чтобы можно было работать, поэтому придется подождать. Кто же знал, что я на такие очереди попаду?" – тоном смирившегося с обстоятельствами человека говорит он.

Отложили на последний момент

Начальник управления информатизации РУП "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" Татьяна Жизневская руководит процессом в холле бизнес-центра. Она находит пару минут для того, чтобы пояснить, что тут происходит.

Начальник управления информатизации Татьяна Жизневская руководит процессом в холле бизнес-центра
© Sputnik / Ирина Букас
Начальник управления информатизации Татьяна Жизневская руководит процессом в холле бизнес-центра

"Срок заключения договоров переносился несколько раз. По постановлению, 1 сентября завершается срок для ИП, осуществляющих деятельность в городах областного подчинения и в Минске. Пока речь о его переносе не идет. Соответственно, если ИП из этой группы заключит договор 2, 3, 4 сентября или позже, к нему могут возникнуть претензии", – рассказала она.

Люди дотянули до последнего, и с 20 августа в управлении аншлаг.

"Этих очередей могло бы и не быть. У людей есть возможность направить документы по почте. При заключении договора будет приниматься во внимание дата отправки документов. Можно прислать документы с курьером, можно передать через кого-то из коллег. Главное условие – это достоверная информация, правильное заполнение и наличие собственноручной подписи. Далее мы вносим данные в систему, а эту базу данных видит и субъект хозяйствования, и налоговый работник, и мы", – пояснила собеседница.

Несмотря на то, что ИП предупреждали о введении новой системы контроля, оформить ее заранее никто не спешил
Несмотря на то, что ИП предупреждали о введении новой системы контроля, оформить ее заранее никто не спешил

Большие очереди объясняются еще и тем, что в управление обращаются люди со всей Минской области. "Наше подразделение обслуживает Минск. Есть еще подразделения региональные – в Борисове, в Слуцке. Всего их 15 штук, не только в областях, но и в крупных районах. Но все хотят почему-то приехать заключать договор именно у нас", – отметила Татьяна Васильевна.

Она подчеркнула, что ИП неоднократно предупреждали о том, что им нужно заключить договор на подключение кассового оборудования к системе контроля.

"У нас на сайте размещен ориентировочный график. К тому же, мы рассылали людям уведомления с просьбами прийти заключить договоры. Но у нас, как обычно, все откладывают на последний момент", – вздохнула начальник управления.

Сейчас здесь заключают до 400 договоров в день. "Все зависит от того, правильно ли заполнены документы. Если все в порядке, человек пришел, его быстро внесли в базу данных. Но сотрудникам приходится еще оказывать и консультационные услуги. Люди начинают расспрашивать о том, что это за система, как ей пользоваться, зачем она нужна. Из-за этого вместо 10 минут на одного человека может тратиться до получаса. Но отказать в консультации мы не можем. Хотя все волнующие вопросы можно задать по специальному многоканальному номеру телефона. Вчера уже ИП сами друг друга подгоняли", – улыбается Жизневская.

Сама регистрация - процесс быстрый, но люди начинают задавать вопросы о новой системе, и консультация затягивается
© Sputnik / Ирина Букас
Сама регистрация - процесс быстрый, но люди начинают задавать вопросы о новой системе, и консультация затягивается

Возмущения предпринимателей по поводу оплаты она комментирует так: люди забывают, что само заключение договора – процедура бесплатная.

"Сейчас им, чтобы соблюсти законодательство, просто нужно заключить договор. Когда человек решит подключить кассу, мы предоставляем устройство – средство контроля налоговых органов. Это такой технический мобильник. На случай, если его потеряют или испортят, предусмотрена залоговая стоимость 130 рублей. Для ИП это удобная опция, потому что эти деньги мы возвращаем, когда человек перестает пользоваться кассой. Еще 8 рублей стоит подключение, отключение бесплатное. Ежемесячные платежи небольшие – 7,5 рубля, причем в эту сумму входят и услуги передачи данных. Для тех, кто работает нерегулярно, есть суточный тариф – 70 копеек", – перечислила Татьяна Васильевна.

В управлении к ИП относятся с пониманием, стараются успеть принять как можно больше людей.

Люди в очередях нервничают и недоумевают - зачем им прикрутили дополнительную добровольно-принудительную услугу
© Sputnik / Ирина Букас
Люди в очередях нервничают и недоумевают - зачем им "прикрутили" дополнительную добровольно-принудительную услугу

"Мы планируем еще и на выходные вывести на работу людей. У нас сейчас активно работают все специалисты, которые присутствуют на рабочем месте, мы даже открыли дополнительный кабинет для приема документов. Даже начальники подразделений подключаются к приему документов, когда есть свободная минутка", – заключила Жизневская.

В этот момент к начальнику управления подходит с вопросом мужчина. Она изучает его документы и рассказывает, что нужно делать дальше.

Спустя несколько мгновений вокруг Жизневской образовалась толпа: все хотят уточнить волнующие их моменты. Оставляю ее с предпринимателями и удаляюсь.

ИП продолжают шуметь, как растревоженный улей. Возможно, некоторым придется прийти сюда и завтра.

Теги:
индивидуальный предприниматель, налогообложение, Минск, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik