09:00 23 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD2.04
  • EUR2.26
  • 100 RUB3.20
К воде лодку несли на руках

Череп Володя и пять лет работы, или Как в Витебске строили лодку викингов

© Sputnik / Павел Вур
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
81720

Свой "драккар" витебляне планируют на зиму затопить в Западной Двине, а по весне достать из воды и продолжить на нем плавание.

Участники витебского клуба исторической реконструкции и моделирования Нагльфар построили "драккар" викингов и отправились на нем в Полоцк.

Корреспондент Sputnik выяснил историю создания единственной подобной лодки в Витебске, которая оказалась не менее интересной, чем и ее путь от мастерской до воды.

Проект длинною в пять лет

"Нашему клубу около 20 лет и идея создания своего "драккара" витала в воздухе давно, поскольку на знамени Нагльфара изображён корабль. Но сам проект родился пять лет назад, когда я предложил ребятам скинуться, купить доски и, наконец, построить лодку", - рассказал Sputnik Артем Лещина хирдман (воевода)  клуба Нагльфар.

Участники клуба Нагльфар, справа - Артем Лощина
© Sputnik / Павел Вур
Участники клуба Нагльфар, справа - Артем Лощина

Первую партию бруса выгружали под проливным дождем. Как признались участники клуба, они сами не ожидали, что постройка судна займет так много времени.

Необычную картину наблюдали жители Витебска
© Sputnik / Павел Вур
Необычную картину наблюдали жители Витебска

"У нас у всех есть основная работа, а реконструкция – хобби. Кроме того, у клуба нет мастерских или гаража, поэтому строительство шло под открытым небом только в хорошую погоду и в сезон", - добавил хирдман.

По словам Артема, за эти пять лет "была много потерь": и доски крали, и люди уходили.  Под конец стройки реконструкторы остались  с килем и небольшим количеством досок. И вот, два года назад "драккар" начали строить более активно, законсервировали проект на зиму и нынешним летом окончили.

© Sputnik / Павел Вур
Как в Витебске реконструировали лодку викингов

К этому времени реконструкторы накопили достаточно опыта и материалов, чтобы получилось достойное судно.

"В самом начале у нас не было абсолютно никакого опыта в постройке лодок. Информацию о том, как викинги делали свои суда, мы брали в музеях Норвегии и Дании, куда ездили ребята, чтобы посмотреть, как выглядят реконструированные корабли. Консультировались с работниками. Кроме того, нам помогали специалисты из разных стран, причем, некоторые сами оплачивали поездку и, приехав, на месте указывали нам на ошибки", - уточнил Лещина.

Универсальное судно и шкура овцы

По словам реконструкторов, они сделали свою лодку по технологии викингов, т.е. килевое судно клинкерным методом (когда доски идут внахлест одна на одну).

"Викинги изобрели килевой метод постройки, что им позволяло, не меняя судна, плавать, как по морям, так и по рекам, заходить вглубь континентов, поэтому у них были хорошо развита  торговля, а также они промышляли грабежом. В то время по нашим рекам ходили, в основном, плоскодонки", - рассказал Артем.

Лодка очень тяжелая - ее переносят не менее десяти взрослых мужчин
© Sputnik / Павел Вур
Лодка очень тяжелая - ее переносят не менее десяти взрослых мужчин

Лодка, которую соорудили члены Нагльфар, вмещает до десяти членов экипажа, но управлять ею может и один человек.

На постройку судна у реконструкторов ушло 40 шестиметровых досок шириной 25-30 сантиметров и 30 литров битумной гидроизоляционной мастики. Конечно, викинги для промазки лодок использовали деготь, но сейчас проще найти мастику. Зато, как в древности, все швы изнутри проложили шкурой овцы.

Свою лодку витебские реконструкторы назвали "Ома", что в переводе со скандинавского обозначачает "Бабушка". На вопрос, почему такое название, Лещина отшутился, что скорость реконструкторы нарушать не собираются, а у бабушки всегда все внуки накормлены.

Череп Володя и поход в Полоцк

Первое, что в лодке притягивает взгляд – это коровий череп, который висит на носу. По словам участников клуба, его зовут Володя и он в Нагльфаре чуть ли не с самого основания клуба. Естественно, после постройки лодки Володе досталось самое почетное место: "Это своего рода дань тотемизму предков", - пояснили реконструкторы.

Череп Володя и лодка Бабушка
© Sputnik / Павел Вур
Череп Володя и лодка Бабушка

Лодка уже прошла испытания, где показала себя прекрасным плавательным средством, поэтому шестеро участников клуба отправились на ней по Западной Двине в Полоцк. Там в конце августа будет проходить международный фестиваль "Путь из варяг в греки", где уже собираются корабли эпохи викингов.

"Наше судно - единственное подобного рода, построенное в Витебске, и второе - в области", - пояснил Артем Лещина.

Череп Володя сопровождает клуб на всех мероприятиях
© Sputnik / Павел Вур
Череп Володя сопровождает клуб на всех мероприятиях

Путь из Витебска до Полоцка, по которому в свое время плавали и варяги, должен занять у реконструкторов неделю. Плыть будут только днем. По пару дней отводится на преодоление двух сложных участков: понтонного моста в Бешенковичах и гидроэлектростанции в Полоцке – там лодку придется нести на плечах.

Долгожданный спуск плавсредства на воду
© Sputnik / Павел Вур
Долгожданный спуск плавсредства на воду

Плыть участники клуба собираются в исторических одеждах, даже воду они будут хранить в деревянных бочках. Единственное, что у них будет современного – спасательные жилеты.

Кстати, чтобы спустить "Бабушку" на воду, участникам клуба пришлось нести лодку около полутора километров: от Кировского моста в Витебске до моста Блохина. Поскольку судно получилось тяжелым, несли его около десяти человек, с периодическими остановками.

Проверку первой водой лодка прошла
© Sputnik / Павел Вур
Проверку первой водой лодка прошла

После возвращения с фестиваля из Полоцка лодку планируют разместить на постоянное базирование между мостами Блохина и Кировским. Реконструкторы собираются не только сами на ней плавать, но и катать людей. Что делать с лодкою после окончания сезона навигации, участники клуба пока не решили, но вполне вероятно, что ее затопят до следующего года - так поступали викинги.

"Если лодку на зиму вытащить из воды, то дерево рассохнется и его снова придется отмачивать", - пояснили реконструкторы.

Вполне вероятно, что через год-два члены клуба построят еще одно судно, но уже более крупных размеров.

Читайте также:

Теги:
реконструкция, Витебск, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik