Как быть, когда разрешение выйти замуж нужно просить у главы государства, а рожать детей запрещает взятая подписка?
Татьяна Пронько из Пинска – инвалид I группы с детства только по физическим показаниям. Вообще она очень сильная и отважная женщина.
Жениться разрешили в Кремле
Еще в детстве, окончив на дому первый класс, она поняла, что в ее положении инвалида-колясочника остаться дома с родителями – значит обречь себя на одиночество, и сама попросилась в интернат.
Сначала окончила 10 классов в Речицкой спецшколе-интернате, а потом поехала в Леснянский дом-интернат для взрослых.
"Мой папа занимал руководящую должность в горпищеторге. Он переживал, что люди скажут, мол, сдал ребенка в интернат. Но я настояла на своем, не хотела дома сидеть и глядеть в окошко", – рассказывает Татьяна Иосифовна.
В доме-интернате она встретила Николая Пронько. После перенесенного в детстве менингита у него развилось психофизическое заболевание.
"Там молодежи было много, но я выбрала его", – улыбается Татьяна Иосифовна.
– Не пожалели о своем выборе?
– Нет, – уверенно отвечает она, ласково глядя на мужа, который всю жизнь, пока мог физически, носил неходячую жену на руках.
В советских домах-интернатах инвалидов кормили и одевали. Их любовные переживания никого не интересовали, жениться было запрещено.
Отстаивать право на любовь, семью и, главное, совместное проживание в одной комнате Татьяна и Николай отправились в Кремль к Горбачеву, предварительно записавшись на прием.
"Конечно, сам Горбачев нас не принял, мы попали к его помощнику. Он пожелал нам всего хорошего и вынес два разрешения на брак: одно – персонально нам, второе – всему интернату!" – говорит Татьяна.
Так они с мужем невольно стали "крестными" еще нескольких семей в своем интернате. Примерно в это время запрет на браки стали снимать и в других спецучреждениях Советского Союза.
Не исключено, что толчком для изменения жестких правил послужил смелый поступок Татьяны и Николая.
Подписка не иметь детей
– Дашка! – зовет Татьяна Иосифовна дочь, чтобы познакомить с нами. Дарья здоровается и уходит докармливать свою младшую дочь.
Татьяна Иосифовна и Николай Иванович Пронько – счастливые бабушка и дедушка двух внучек и внука!
И это еще одно подтверждение того, что любовь и сила воли могут преодолеть любые препятствия.
Тогда, 30 лет назад, условием от руководства интерната для совместного проживания молодоженов стала подписка о согласии не иметь детей.
"До шести месяцев мне удавалось скрывать беременность, потому что я всегда сидела, укутавшись в одеяло", – вспоминает Татьяна, которая сразу решила, что у нее ребенок будет, несмотря ни на что.
Ее отец с матерью, конечно, не сразу приняли эту новость.
"Они не были против ребенка, просто очень боялись за меня", – уточняет Татьяна Иосифовна.
Полтора года они и родная сестра помогали молодым родителям, потом те стали жить отдельно в 20-метровой комнате без удобств, но с огородом.
"Я отводил и забирал Дашу из садика, обрабатывал огород и смотрел за нашим хозяйством – поросенком и парой куриц", – рассказывает Николай Иванович.
Татьяна в то время еще могла двигать руками, старалась что-то делать по дому, могла удержать дочь на руках.
"Мы садили Дашку ко мне на колени, и Коля нас катил, так и ездили все время. Дочке нравилось, поэтому она долго не хотела ходить ногами", – смеется Татьяна Иосифовна.
"Когда я подросла, становилась на коляску сзади, и папа нас катил, и мне тоже очень нравилось", – улыбается Даша.
Родители уверяют, что дочка не нуждалась ни в чем, они для этого себя не жалели. Чтобы заработать лишнюю копейку, Татьяна попробовала продавать у местного рынка мелкие товары – приправы и сладости.
"Укладываем дочку спать, везу жену на базар, возвращаюсь к дочке. Через несколько часов бегу за Таней", – вспоминает Николай.
Президент освободил от налога
Для того чтобы торговать легально, через несколько лет Татьяне пришлось зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю.
Правда, торговлю ее прибыльной едва ли назовешь. Родные, да и сама Татьяна Иосифовна соглашаются с тем, что сегодня, когда вокруг открылось столько разных магазинов, ее "бизнес" – это скорее проект социальный: "выехать куда-то, с людьми пообщаться".
"Бывало, сижу – и начинается дождь. Пока Коля добежит, весь товар намокнет, и его уже нужно выбрасывать", – рассказывает женщина.
Тем не менее налог от ИП требовался вполне реальный, и отважная предпринимательница написала письмо уже президенту Беларуси с просьбой освободить ее от уплаты налогов. Из Администрации пришел положительный ответ: женщина получила отсрочку на три года и продолжила торговать.
По истечении этого срока просьбу освободить от уплаты налога она отправила уже местным властям, но сразу понимания не встретила.
"Мне сказали: раз я занимаюсь бизнесом, то должна выбрать – либо меня освобождают от налога как ИП, либо оставляют пособие по уходу за инвалидом", – приводит Татьяна поставленную перед ней дилемму.
Долгое время человеком, который за ней ухаживал, был муж. Но 15 лет назад Николай Иванович нес жену, не удержался, упал и сломал ногу.
С тех пор Татьяне Пронько назначили специалиста по уходу за инвалидом. За прошедшие годы таких работников было двое.
Надо отметить, что желающих целый день переносить женщину-инвалида весом 90 килограммов никогда не было много. Поэтому несколько лет назад семья решила, что эту должность займет зять Денис, который со временем научился ухаживать за тещей.
Но его кандидатура вызвала много нареканий у контролирующих органов.
"Чего только мы не услышали: и что Денис, здоровый парень, не хочет работать, и что раз я бываю на улице и общаюсь с людьми, значит, не имею права требовать никакой помощи. Но даже при всем этом я же не выздоровела!" – недоумевает Татьяна Иосифовна.
Теперь уже вместе с зятем она отправилась искать правду сначала в Брест, потом в Минск. В Министерстве труда и соцзащиты "бизнесвумен" Татьяне Пронько все-таки вернули пособие для работника, который должен за ней ухаживать.
"Честно говоря, когда я впервые увидел свою будущую тещу, был очень сильно впечатлен и долго не мог привыкнуть к ее состоянию", – признается Денис.
Сейчас он в буквальном смысле носит свою тещу на руках, потому что сама она даже с кровати встать не может. Утром массаж и зарядка, потом прогулка. Потом Денис отвозит Татьяну Иосифовну на рынок и через пару часов забирает.
Таксист не захотел пачкать багажник
В этой семье все давно привыкли к особому укладу жизни. Татьяна Иосифовна сейчас практически совсем обездвижена. Чтобы сделать по нашей просьбе семейное фото, она тихонько просит мужа посадить ее прямее и поднять голову.
Тем не менее, рассказывая о себе, женщина несколько раз как бы дежурно заключает: "и мы поехали", как будто для нее осуществить поездку в Москву, Минск, Брест или даже по родному Пинску так же просто, как и для любого другого.
"В поезд коляску помогают поднимать проводники или милиционеры. В Минске хотели взять такси, но один таксист так прямо и сказал: "Не хочу вымазывать коляской багажник", второй просто отправил к следующему", – раскрывает Денис некоторые подробности их с тещей путешествий.
Всей семьей они рассказывают, как сложно искать запчасти к коляскам Татьяны Иосифовны. Сгнивший пандус – еще одна головная боль этой семьи. Десять лет назад его установили прямо в квартиру Пронько на первом этаже. И сейчас это местоположение стало камнем преткновения.
"Если бы он был установлен на крыльце в подъезд, его должны были бы ремонтировать коммунальные службы, а так они говорят: "ваш пандус – сами и ремонтируйте", – сетует Татьяна Иосифовна.
Она говорит, что самый дешевый и ненадежный ремонт обойдется в 350 рублей. Более долговечный будет стоить больше тысячи. Ну а если к ремонту пандуса добавить надстройку навеса, то собирать необходимую сумму придется долго.
Соседи сверху так и не привыкли, что внизу может ехать женщина на коляске, и постоянно бросают на нее окурки и другой мусор. Однажды, рассказал Денис, кто-то сверху начал сверлить, когда он вывозил тещу, и они чуть увернулись от падающих кусков штукатурки.
Неунывающая Татьяна Пронько все-таки надеется, что местные власти помогут с ремонтом, пусть и ее собственного пандуса. Всю жизнь, считает она, ей везло на встречи с добрыми людьми.
Да и вообще невезучей Татьяна Пронько себя не считает.
"Вот моя радость!" – говорит женщина, когда двое старших внуков обнимают и целуют ее. В ответ им она может только ласково улыбнуться. А скоро подрастет и младшая внучка, и обнимать счастливую бабушку будут уже все втроем!