"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" – это не просто мнемоническая фраза, помогающая детям запомнить основные цвета радуги и спектра. Это своеобразная мантра, которую повторяют мужчины, собравшиеся вместе, чтобы поохотиться на эту яркую красивую птицу в Копыльском опытном лесхозе.
О том, как проходит охота на вольерного фазана с легавыми собаками, часто ли пользуются услугами белорусских охотхозяйств иностранцы и как относятся к "первобытному" хобби охотников их семьи, читайте в репортаже корреспондента Sputnik Беларусь Ирины Петрович.
Ритуалы и традиции
На костре-свече в огромной сковороде скворчит мачанка, за столом в беседке охотники угощаются кулинарными изысками, приготовленными прямо здесь, в лесу. Завтрак сопровождается веселыми охотничьими байками, которые задают настроение на целый день. С такого ритуала начинается охота на фазана в Копыльском лесхозе.
"Все приехали издалека, устали. Чтобы хорошо поохотиться, нужно перед этим хорошо подкрепиться и набраться сил", — комментирует происходящее ведущий инженер по охотхозяйству Копыльского опытного лесхоза Андрей Барталевич.
Звук охотничьего рога оповещает едоков, что пора собираться на построение и инструктаж по технике безопасности: там, где есть огнестрельное оружие, правила должны четко соблюдаться, чтобы от его использования никто случайно не пострадал.
Охотники расчехляют ружья, выпускают собак и выстраиваются на устланной хвоей площадке, где в конце дня соберутся все участники, чтобы подсчитать добытых птиц и подвести итоги. Звучит специальный сигнал рога – и охотники с легавыми устремляются в поля, чтобы добыть фазанов. Охота началась.
На каждого из пяти охотников и двух легавых собак приходится по пять птиц. "Мы подставной охотой не занимаемся, фазанов из-за куста не выбрасываем. Птица заранее высаживается. Из практики проведения охоты хороший результат – это 50% добытой птицы из всей высаженной. Нет такого, что охотник добывает всех фазанов, которых купил. Особи, которых он не добыл, остаются в угодьях", — рассказывает Барталевич.
По его словам, процесс охоты довольно однообразный: собака находит птицу, становится в стойку, охотник подходит к ней и дает команду на подъем, фазан поднимается, и охотник стреляет. Но это не мешает охотникам получать настоящее удовольствие от действия.
По дороге до обозначенной территории, где прячется фазан, охотники обсуждают план действий и выясняют, откуда дует ветер: собак всегда направляют по следу против него. Легавые дрожат от нетерпения и, как только их спускают с поводков, начинают носиться, вынюхивая осторожных фазанов. Без собаки найти эту скрытную птицу непросто: она любит прятаться в кустах и высокой траве, а передвигается преимущественно по земле.
"Особенность охоты на вольерного фазана заключается в том, что охота разрешена круглый год. В межсезонье любой желающий может приехать и поохотиться, поскольку в это время охотнику очень сложно усидеть дома", — делится профессиональными наблюдениями ведущий инженер охотхозяйства.
Барталевич также рассказал, что охотиться на вольерного фазана ничуть не проще, чем на его дикого сородича: повадки у пернатых практически одинаковые.
Реализованный охотничий инстинкт
Тем временем охотники разделились на две группы, чтобы тщательнее прочесать местность, где прячутся хитрые птицы. То тут, то там звучат сигналы биперов – специальных звуковых устройств, которые начинают пищать, как только собака находит птицу и становится в стойку. В современном мире биперы заменили традиционные колокольчики, которые умолкали, как только пес находил добычу, предупреждая об этом охотника.
"Охота с собакой – это особое удовольствие, она отличается своей эмоциональностью. Сама по себе охота — это отличное времяпрепровождение, релаксация своего рода, это хобби и целый культурный пласт. И неотъемлемая часть всего этого – легавые собаки", — рассказывает охотник со стажем, председатель республиканской комиссии БООР легавых собак и ретриверов Алексей Степанчук.
В этот момент сигнал бипера раздается с заметной частотой: пес нашел фазана, встал в стойку и ждет сигнала хозяина. Алексей дает легавой команду: "Поднимай!", собака срывается с места – и в зубах у нее оказывается птица, в которую даже не выстрелили: что-то пошло не так. Охотник реагирует спокойно: зашкаливающий охотничий инстинкт проявился, и собака добыла фазана без участия хозяина. Тем не менее, первый трофей есть, и это задает тон всей дальнейшей охоте.
По словам Степанчука, хороший охотник уважает свою добычу и не будет вести себя жестоко по отношению к ней. Собакам также не позволяют вести себя агрессивно, да они и не пытаются: годы тренировок вырабатывают у них необходимые для охоты качества.
"Собаки добавляют эстетичности охоте. С ними можно получать удовольствие не только от стрельбы, от добычи, а еще от взаимодействия человека с питомцем. Собака для этой охоты готовится, подбирается. Это результат многолетнего труда и отражение внутренних качеств охотника", — делиться охотничьими секретами Степанчук.
Собака продолжает исследовать местность, снова находит птицу и все повторяется. Только в этот раз фазан успевает взлететь, и охотник укладывает его на землю точным выстрелом. Звучит команда: "Подай!", и легавая приносит тушку прямо в руки охотнику. На траве остаются россыпи перьев – верные признаки того, что охота проходит удачно. Мужчины и собаки не скрывают радости и гордости: охотничий инстинкт и тех и других реализован.
Алексей Степанчук увлекается охотой с 1982 года. Он бывал на охоте в Крыму, в некоторых странах Европы, ездил на Кольский полуостров добывать диких куропаток. Его опыт и знания высоко ценятся в охотничьей среде. Он убежден, что охота на вольерного фазана скорее праздник, чем серьезное мероприятие.
"Сегодня охота на подсадного фазана. Мы знаем, что он тут есть. В этом есть и минусы, и плюсы. Например, не нужно ходить по 20-30 километров, как на обычной охоте. Это сублимированная охота, это охотничий праздник. Люди собираются семьями с детьми. Близкие могут увидеть, чем мы увлечены", — комментирует он.
В этот раз Алексей приехал на охоту с дочерью. Маленький сын пока с ним не ездит.
Как живется семье охотника
Елизавета Степанчук приехала на охоту с отцом не впервые, но признается, что не очень любит это занятие: "На протяжении всей своей жизни мы ездим на охоту с семьей или просто я одна еду с папой. Зрелище само по себе интересное, но мне жалко животных. Я сама птицу не стреляю, и мне кажется, никогда до этого не дойду в своей жизни. Даже стрельба по тарелкам не доставляет мне удовольствия".
У Степанчуков две легавые собаки, и, по словам Елизаветы, они ждут охоту даже больше, чем хозяин. "Когда папа собирается на охоту, они спят на сумках с его вещами, чтобы их не забыли и взяли с собой. Это ведь охотничья порода. У них это в крови", — рассказывает она.
Родные к увлечению главы семейства относятся спокойно и используют выезды на охоту как возможность побыть на природе и подышать свежим воздухом. Кроме того, считают Алексея настоящим добытчиком: мясо птицы, которое он привозит с охоты, используют в пищу.
"Из добычи у нас в семье готовят супы, различные блюда из дичи. Мясо используется по назначению – в пищу. Папа вообще не приветствует, когда охотятся просто так, а потом добычу выбрасывают. Это неправильно", — подчеркивает Елизавета.
Когда охота удалась
Сигнал охотничьего рога созывает всех участников охоты к месту старта: пора подводить итоги. Усталые, но довольные мужчины с ружьями за спиной выкладывают на площадку, устланную хвоей и обнесенную горящими кострами-свечами, добытую птицу. Это тоже обязательный ритуал, можно сказать, дань охотничьим богам. Собаки уже успокоились и даже не смотрят в сторону фазанов.
На еловой подстилке лежат 12 птиц из 25 – те самые 50% потенциальной добычи, которые делают охоту удачной. Зрелище торжественное и красивое, но печальное. Яркие пестрые птицы на зеленом фоне кажутся картиной кого-то из импрессионистов, хотя те и не воспевали эстетику убийства.
По традиции охотхозяйства Копыльского опытного лесхоза всем охотникам вручают дипломы за их заслуги. Награду получает не только самый лучший стрелок. В шуточной номинации "Никого не обидел" победил охотник, сделавший 7 выстрелов, и все мимо. Он отнесся к своей неудаче с юмором: "Главное – стабильность", — прокомментировал он.
Под звуки рога все поздравляют друг друга и идут собираться. Дорога неблизкая, а дома всех ждут жены и дети.
Что нужно, чтобы поохотиться
Охота на фазанов в Беларуси набирает популярность. Раньше охотники держали лаек и ходили на диких кабанов, но с 2013 года ситуация сильно изменилась из-за АЧС: их численность сильно сократилась. Сейчас любители заводят собак, которые подходят для охоты на птицу, и ездят добывать фазанов в специализированные лесхозы.
Фазанарий Копыльского опытного лесхоза открылся в 2015 году. Первую охоту в охотхозяйстве проводили с чужой птицей, которую закупили, чтобы развивать этот вид охоты. А уже в 2016 году клиенты охотились на птицу, выращенную в фазанарии.
Охотничий инстинкт, или Хобби с элементами жестокости >>
Ведущий инженер по охотхозяйству Копыльского опытного лесхоза Андрей Барталевич рассказал, что любой охотник может обратиться к ним и пойти на фазана: "Мы договариваемся о дате и все организовываем, он покупает птицу в фазанарии и охотится".
Учитывая, что сама по себе охота – хобби недешевое, добыча фазана не такое уж дорогое удовольствие. "Если охота будет без организации питания, то выход со специалистом стоит 10 рублей, если с завтраком и обедом – 40 рублей. Окончательная стоимость зависит от количества птицы: один фазан стоит 20 рублей. Каждый охотник берет столько птицы, сколько пожелает", — отметил он.
Длительность охоты также зависит от желания самого охотника: это может быть как несколько часов, так и целый день.
Услуга, как оказалось, довольно востребованная: охотхозяйство проводит охоту для белорусов и иностранцев. Часто приезжают россияне. "Например, охотиться на фазана сюда приезжал известный российский актер Марат Башаров", — не без гордости сообщил Барталевич.
Несмотря на то, что времена, когда охота была одним из основных источников питания, давно прошли, и многие считают ее необоснованной жестокостью и негуманным отношением к животным, в человеке где-то глубоко все же теплится охотничий инстинкт.