Над облаками всегда солнце: день на борту в компании бортпроводников

© Sputnik / Роман ШантарИрине вердикта компании пришлось ждать больше года - и вот она на борту
Ирине вердикта компании пришлось ждать больше года - и вот она на борту - Sputnik Беларусь
Подписаться
Хотите узнать, где лучшая смотровая площадка в мире, почему стюардесса держит руки за спиной и что вас ждет, если закурите в самолете? Тогда добро пожаловать на борт: корреспондент Sputnik отправилась в рейс с командой бортпроводников Belavia, и к концу пути только аэрофобия удерживала ее от смены профессии.

Елена Васильева, Sputnik

Если вам тяжело просыпаться к утреннему рейсу, вспомните, что бортпроводники проснулись еще раньше: успели провести предполетный инструктаж, проверить, в каждом ли кармашке лежит журнал, под каждым ли сиденьем — спасательный жилет, подсчитать ваш багаж, повязать красивые шейные платки, и вот уже ждут вас у трапа.

© Sputnik / Роман ШантарВпереди - самое приятное: полет!
Впереди - самое приятное: полет! - Sputnik Беларусь
Впереди - самое приятное: полет!

"Пилот сказал такие слова, что до сих пор помню"

Красивые и бодрые, как будто это и не они еще ночью летали в Киев, чтобы спустя пару часов уже быть готовыми к полуденному рейсу на Москву, бортпроводники собираются на брифинг. Брифинг — это предполетный инструктаж, во время которого каждый повторяет свой список обязанностей. Знакомимся.

Александра Петракова — первый номер на сегодняшнем рейсе среди бортпроводников, она будет работать с бизнес-классом. Стюардесса на борту уже семь лет. По образованию она — психолог, и в работе с людьми на борту это немало помогает. Свой первый вылет в статусе бортпроводника Александра помнит и сейчас.

"Первый полет был в Шереметьево. Командир судна тогда сказал мне такие красивые слова, что до сих пор это помню. Уверена, что он и вселил в меня любовь к этому делу. В итоге проработала семь лет, хоть собиралась пару лет полетать — и заняться чем-то другим", — подсчитала девушка.

Второй номер — Александр Снесарев, он сегодня будет помогать первому борт-проводнику в бизнес-классе и отвечать за бытовой инвентарь — салфетки, например.

"Начинал работать в другой компании, где летал мой отец — он заведовал безопасностью на борту. А прежде, чем стать бортпроводником, и вовсе не летал — только в детстве, из воспоминаний были одни иллюминаторы. Но решился, прошел трехмесячное обучение и отправился в первый рейс. Волновался, но все получилось: поработали, уши не заложило, и вот уже четыре года здесь — затягивает. До этого я пытался работать в офисе и через два месяца сбежал — сидеть на одном месте восемь часов в сутки просто невыносимо. А здесь ты сегодня — в Москве, завтра — в Лондоне, отличный график!" — поделился Александр.

© Sputnik / Роман ШантарГрафик бортпроводника ненормирован, но Александр не променяет его на спокойную работу в офисе
График бортпроводника ненормирован, но Александр не променяет его на спокойную работу в офисе - Sputnik Беларусь
График бортпроводника ненормирован, но Александр не променяет его на спокойную работу в офисе

Третий номер бригады — Ирина Дасько, благодаря ей каждый пассажир на борту сыт и напоен чаем с лимоном, а желающие из бизнес-класса получили по бокалу вина.

"Экзамен проходит в актовом зале: сидит комиссия, задает вопросы, а у меня ничего не спросили. Очень расстроилась, подумала, раз у меня даже спросить нечего, наверное, не возьмут. Предложила — может, по-английски поговорить? Я была уверена, что на меня не обратили внимания, но спустя почти полтора года — ждать результатов приходится долго — меня пригласили работать", — вспомнила путь на борт Ирина.

Четвертый номер бригады — Андрей Бурак. Вся его семья работает в авиации, в восемнадцать лет он решил, что пришло время поработать, и подал заявку в Belavia. Сейчас он — самый младший член экипажа, отвечает за багаж. Андрей контролирует, чтобы все улетело и прилетело, в том числе и грузовая почта, чтобы ваш чемодан не потерялся, а вы целеньким забрали его по прилету с багажной ленты.

© Sputnik / Роман ШантарАндрей следит за тем, чтобы все чемоданы были погружены на борт
Андрей следит за тем, чтобы все чемоданы были погружены на борт - Sputnik Беларусь
Андрей следит за тем, чтобы все чемоданы были погружены на борт

Ну вот, с командой познакомились, в следующий раз встретимся уже на борту, и мы отправляемся на старт стандартного для пассажира спринта — стойка регистрации, металлоискатель, дьюти-фри.

И без часов на борту не появляйтесь

В белых перчатках, пиджаках с пристегнутым значком авиакомпании, а стюардессы — еще и в пилотках, бригада бортпроводников встречает пассажиров. Значки, галстуки, часы — обязательные аксессуары, без которых нельзя подняться на трап.

"Когда вылетаешь днем, успеваешь и позавтракать, и спокойно собраться. Но у меня сегодня первый вылет был в шесть утра, так что собралась минут за пятнадцать", — смеется Александра. За полтора часа до отправления самолета бортпроводники должны прибыть в аэропорт.

"Дорога занимает минут двадцать", — добавляет Александр.

"Где это ты живешь, что за двадцать минут доезжаешь? Ах, Уручье…" — мечтательно вздыхает бригада, большинство присутствующих тратит на путь до аэропорта добрый час времени (так что если вчера 15 минут ждали трамвай — отставить жалобы).

Требования к внешнему виду бортпроводников строгие, они записаны в соответствующем документе.

© Sputnik / Роман ШантарИрине вердикта компании пришлось ждать больше года - и вот она на борту
Ирине вердикта компании пришлось ждать больше года - и вот она на борту - Sputnik Беларусь
Ирине вердикта компании пришлось ждать больше года - и вот она на борту

Обязательный элемент дресс-кода бортпроводника — часы. Макияж должен быть неярким — никакой красной помады, все оттенки — нейтральные, а волосы собраны в пучок.

"За время работы так привыкаешь к такому виду, что в нерабочее время тоже не хочется распускать волосы — мешают, или как-то особенно ярко краситься", — заверила нас Ирина.

Улыбайтесь, господа!

Встречая пассажиров на входе в салон, Александра держит руку за спиной. Почти никто не замечает в руке стюардессы особый прибор, похожий на секундомер — нажимая на кнопку, бортпроводница пересчитывает пассажиров. Одно нажатие — один пассажир. Если все на месте, Александра закрывает дверь, подает информацию о пассажирах и килограммах багажа в кабину пилота, и вот уже над вами загорается табло "пристегните ремни". А если нет…

"Если пассажир опаздывает на пять минут, его дождутся. Если время опоздания большое — мы взлетаем. Многое зависит от того, насколько и почему человек опаздывает. Если он летел самолетом Belavia из Киева, чтобы в Минске совершить пересадку и полететь на Москву, а самолет задержался, мы его подождем, особенно, если речь не об одном пассажире. Если летел рейсом другой авиакомпании, ждать не будем, но уже в аэропорту представитель его авиакомпании, скорее всего, поменяет билеты и отправит опоздавшего следующим рейсом", — пояснила Александра.

По своей вине пассажиры опаздывают редко. Не потому, что их не манят полочки duty-free.

"Если человек прошел регистрацию, а после загулялся в магазинах, его ищут по всему аэропорту, находят и приводят на рейс, на моей памяти те, кто регистрацию прошел, не опаздывали", — смеется второй бортпроводник Александр.

"А пассажиры благодарные, дружелюбные?" — интересуемся.

Александр признает, что порой с пассажирами бывает нелегко, и это тем обиднее, что каждый бортпроводник воспринимает поднявшегося на борт как гостя и всячески пытается сделать полет комфортным. Жаль, что не все пассажиры отвечают на приветствия и улыбки встречающих их бортпроводников.

"Но дружелюбных людей все же больше. Порой идешь по городу без формы, а люди тебя узнают, кивают. Особенно запоминаешь тех, кто летает бизнес-классом — чаще всего это следующие на Москву бизнесмены. Всю дорогу следишь за ними: по пути на встречу читают бумаги, что-то повторяют, а когда летят обратно, настроение уже бодрое и приподнятое", — поделилась наблюдениями Александра.

"А когда сами в роли пассажира, можете расслабиться и не контролировать происходящее?" — интересуемся.

"Я вообще стараюсь уснуть, но все равно краем глаза все замечаешь", — разводит руками Александра и удаляется в бизнес-класс. Сегодня в "бизнесе" только два человека, и каждого из них стюардесса запомнила, еще когда те поднимались по трапу.

Двери закрыты, пассажиры на месте — пристегните ремни, мы взлетаем!

Сэндвич или шоколадка?

"Бывает ли нам не по себе? Вы об этом никогда не узнаете. Случается, на взлете самолет как тряхнет, ты и сам бы вцепился в подлокотники, но пассажиры смотрят на тебя, и снова делаешь невозмутимое лицо", — рассказала Александра.

© Sputnik / Роман Шантар"Самая лучшая обзорная площадка в мире - в кабине пилота"
Самая лучшая обзорная площадка в мире - в кабине пилота - Sputnik Беларусь
"Самая лучшая обзорная площадка в мире - в кабине пилота"

"Когда впервые летел на самолете, пообещал себе, что больше никогда не зайду на борт. Мы летели над Черным морем, попали в воздушную яму — я был уверен, что это мой последний полет. И что же — теперь летаю каждый день. Когда ты на рейсе, понимаешь, что контролируешь ситуацию, работаешь с людьми и не имеешь права растеряться. Но если лечу как пассажир и другой авиакомпанией, до сих пор чувствую неуверенность", — поделился Андрей.

Тем временем в хвосте самолета готовятся тележки, кипятится вода, заливаются чайники и через пять минут начнется обслуживание пассажиров.

"От чего зависит, дадут ли мне шоколадку или сэндвич? Вот в Грузию три часа лететь, а там кроме шоколадки и кофе ничего не предлагают. А на московском рейсе сэндвичи дают", — поинтересовалась корреспондент земным, но животрепещущим.

"На некоторых рейсах и горячее питание есть: Хургада, Тель-Авив, Астана, Алматы. Но питание зависит не только от времени перелета. Например, до Киева всего полчаса лететь, а тоже сэндвичи входят в питание. Дело в том, что для многих пассажиров эти рейсы, Минск — Москва или Минск — Киев, — пересадочные, а значит, лететь еще долго, неплохо бы подкрепиться в полете", — пояснили бортпроводники.

Кстати, стюардессы стараются одновременно выйти с ланчем к бизнес-классу и эконом-классу по причинам сугубо человеческим — чтобы никого не обидеть.

© Sputnik / Роман ШантарДо Москвы лететь недолго, но отобедать сэндвичем пассажиры успеют
До Москвы лететь недолго, но отобедать сэндвичем пассажиры успеют - Sputnik Беларусь
До Москвы лететь недолго, но отобедать сэндвичем пассажиры успеют

"Когда обучаю начинающих бортпроводников, всегда говорю: вы должны обращаться к пассажирам так, как будто они пришли к вам в гости", — рассказала Александра.

"У нас в службе лежит папка с рационами питания, когда мы готовимся к рейсу, заглядываем в нее и видим, какой на конкретном рейсе положен рацион. В Киев и Петербург, в Москву летаешь едва ли не каждый день, так что все, что касается этих направлений, помним наизусть", — пояснила стюардесса.

Кстати, история о том, что пилотам предлагают разный рацион (условно, если один пилот выбрал курицу, другому достается рыба) — вовсе не миф, а мера предосторожности. Если случится, что одно блюдо бортового меню просрочено, по крайней мере один член экипажа продолжит пилотировать.

© Sputnik / Роман ШантарСамолет до Москвы летит чуть больше часа, но за это время нужно успеть накормить пассажиров
Самолет до Москвы летит чуть больше часа, но за это время нужно успеть накормить пассажиров - Sputnik Беларусь
Самолет до Москвы летит чуть больше часа, но за это время нужно успеть накормить пассажиров

"А уши у вас тоже закладывает?" — проверяем свое предположение о том, что бортпроводники — сверхлюди, и проблемы простых пассажиров им неведомы.

"Папа говорит, у него уши закладывает, как только меня видит", — отшучивается Александра.

К слову, бортпроводники регулярно проходят серьезную медкомиссию, на которой проверяют в том числе зрение, слух, так как работа на высоте и при шуме все же может повлиять на здоровье.

Не курить

Итак, вода закипела, время радовать пассажиров земной пищей. Сегодня все на борту доброжелательны и улыбчивы и с благодарностью принимают сэндвичи. Второй бортпроводник Александр утверждает, что для пассажиров регулярных рейсов доброе расположение духа — естественное состояние. Другое дело — пассажиры чартеров, которые, воодушевленные путевкой all included, начинают праздновать еще на борту.

Впрочем, таких немного, и Александра даже не может толком пожаловаться на потенциально раздражающих экземпляров.

"Когда коллеги рассказывают об инцидентах на борту, о пассажирах, которые позволяют себе хамское обращение, мне кажется, что мы летаем разными авиакомпаниями. Я изначально не допускаю пьяных пассажиров в салон. Компания официально отказывает им в перевозке. Если пассажир просто в хорошем настроении, закрываю на подобное глаза — поговорю на входе, послушаю, связно ли отвечает, принимаю на борт. Но откровенно пьяных пассажиров пускать нельзя — во-первых, это может доставить неудобства другим пассажирам, во-вторых, ему самому может стать нехорошо в полете. У нас есть навыки медподготовки, но мы не врачи и полноценную помощь не сумеем оказать", — пояснила Александра.

© Sputnik / Роман ШантарБизнес-класс будет сыт и доволен
Бизнес-класс будет сыт и доволен - Sputnik Беларусь
Бизнес-класс будет сыт и доволен

Принесенную с собой бутылку алкоголя у вас тоже могут забрать, если решите распить ее прямо в полете, и отдадут уже по приземлении. И не пытайтесь курить — как бы вы ни скрывались, бортпроводник обнаружит неладное и в аэропорту передаст вас милиции.

"Последние года четыре у меня не было курящих пассажиров. Кажется, белорусы становятся более сознательными", — хвалит Александра своих пассажиров.

"Но иногда все равно подходят и жалобно спрашивают — а может, можно?" — смеется Александр.

© Sputnik / Роман ШантарПассажиры нередко забывают на борту вещи - обычно, планшеты
Пассажиры нередко забывают на борту вещи - обычно, планшеты - Sputnik Беларусь
Пассажиры нередко забывают на борту вещи - обычно, планшеты

Кажется, что бригада бортпроводников — дружная компания, и мы с удивлением узнаем, что всякий раз состав этой команды меняется.

"Можно проработать много лет и не знать всех сотрудников. Каждый раз бригада бортпроводников формируется заново. Иногда летаешь со знакомыми, но интереснее летать всякий раз новым составом. Есть в этом и практическая ценность: каждый член бригады остается в тонусе, не расслабляется", — пояснил суть таких постоянных перестановок Александр.

#небо #onelove

"Какие бы проблемы ты ни оставил на земле, как бы там ни было дождливо и мрачно, над облаками всегда солнечно. Нужно только дождаться, когда самолет наберет высоту", — поделилась Александра. Пока пассажиры расправлялись с сэндвичами и украдкой делали нетривиальные снимки облаков через крыло самолета, выдались пару минут самой выпить кофе.

"А с тем самым знаменитым бортпроводником Юрием Холодом, который отдал пассажиру свой обед, летали вместе?" — интересуемся.

"Это человек с тремя высшими образованиями, свободно владеет несколькими иностранными языками, и обед, который вызвал такой ажиотаж — не главное, что он сделал за тридцать лет работы на борту, хоть именно этот эпизод так широко обсуждался. Да, и это нормальный для наших бортпроводников поступок", — поделилась Александра с корреспондентом Sputnik и мнением, и десертом.

На борту Belavia она летает уже седьмой год. Говорит, собиралась "полетать пару лет — и уйти", но небо не отпускает. Франкфурт, Лондон, Киев — у каждого бортпроводника есть любимые аэропорты, в которые интересно прилетать, смотреть на огромное количество судов или просто наблюдать город с высоты.

"Помните, пару дней назад было потрясающее суперлуние, когда даже с Земли Луна смотрелась как на ладони? А теперь представьте, как ее видели мы? Я тогда зашла в кабину пилота и оказалась на самой прекрасной обзорной площадке в мире: слева была эта огромная луна, а справа уже занимался рассвет", — вспоминала Александра.

Жаль, фотосъемка в кабине пилота во время полета строго запрещена, так что лучших кадров с высоты восьми тысяч миль вы не увидите, и нам придется пополнить Instagram очередным снимком "через крыло".

 

Лента новостей
0