Андрей Диченко, Sputnik.
Более 50 стран заявляют Сегодня о том, что производят свои беспилотные летательные аппараты. Однако на деле часто оказывается, что многие компании попросту подделывают чужие дроны и выдают их за оригинальные разработки.
Корреспондент Sputnik отправился в Физико-технический институт Национальной Академии наук, чтобы своими глазами увидеть, как и из чего делают отечественные беспилотники, от начала и до конца спроектированные белорусскими учеными.
Вас снимает "Бусел"
Программа "Беспилотные авиационные комплексы и технологии" начала реализовываться в 2011 году в стенах Физтеха. За пять лет выполнения программы учеными и разработчиками были определены многофункциональные типы беспилотных аппаратов, которые будут пользоваться спросом на этом специфическом рынке:
- "Бусел-М" (радиус действия — 25 километров, в воздухе 2 часа),
- "Бусел-М50" (радиус действия — 50 километров, в воздухе 2.5 часа),
- "Дирижабль" (беспилотный комплекс экологического мониторинга),
- "Буревестник" (радиус действия — 250 километров, нагрузка — до 70 килограмм, в воздухе до 10 часов).
Каждый из дронов оснащен по последнему слову техники. Здесь есть в наличии фотокамеры, телевизионные камеры очень высокого разрешения, инфракрасные и мультиспектральные камеры.
Made in Belarus
"На сегодняшний день более 50 компаний мира заявляют, что у них есть собственные разработки в этой сфере. Однако зачастую это низкого качества подделки израильских и американских аппаратов", — рассказывает кандидат технических наук и начальник научно производственного центра "БАК" и технологии Юрий Яцына.
По его словам, только у десяти процентов из числа заявленных производителей БЛА есть действительно серьезные собственные достижения в этой области.
"Стоит отметить, что на базе нашего института мы делаем как и сами комплексы, так и основную комплектацию к ним. На сегодняшний день доля белорусских компонентов в производимых в НПЦ БАК составляет 65%. некоторые отдельные компоненты, такие как защищенные высокопроизводительные компьютеры, двигатели для БЛА, аккумуляторные батареи мы импортируем", — говорит собеседник Sputnik.
Каждый из аппаратов начинен программным обеспечением белорусской разработки. Здесь и автопилоты, и собственные математические алгоритмы, по которым работает искусственный интеллект беспилотника.
С 2012 года началось серийное производство БАК "Бусел М" с поставкой в подразделения Минского областного МЧС, где они до сих пор успешно функционируют и решают стоящие перед ними задачи. Эти же типы аппаратов используют в своих целях МВД, пограничные и другие службы. Практическое применение самое разное: можно отслеживать пожарную ситуацию, а можно искать нелегальных мигрантов или укрывшихся в лесном массиве самогонщиков. Благодаря первоклассной оптике, отлично работающей и в ночное время, уйти незамеченным не получится.
От катастрофы спасет автоматика
Когда мы говорим о беспилотных дронах, то чаще всего представляем игрушечный самолет, планирующий высоко над землей. Однако объект в воздухе — всего лишь часть внушительного комплекса. Никакой самолет не обойдется без пилотов, консоли управления и, конечно же, программной начинки, благодаря которой наш "Бусел" не войдет в штопор с последующим смертельным ударом о поверхность.
Чтобы такой трагедии не случилось, все технические инновации отрабатываются на симуляторе. Этим занимается заведующий сектором системного проектирования и математического моделирования Сергей Пручковский, лаборатория которого расположена на третьем этаже физтеха. В его команде — лучшие математики, программисты и инженеры, такие как доктор Юрий Гриднев, Сергей Рак и другие.
"За четыре года мы разработали 39 алгоритмов, по которым работают наши беспилотники и математическую модель комплекса. Все это было испытано на симуляторе MATLAB Simulink. Проверив программу на виртуальной машине, мы отладили пилотный комплекс на авиационном симуляторе "X-Plane 10", сертифицированном NASA", — рассказал Сергей Пручковский.
Главная ценность симуляторов — можно проверить модель в любых атмосферных условиях.
Специально для корреспондентов Sputnik разработчики запустили симулятор, и нам довелось на себе испытать полет над белорусским ландшафтом. Все необходимые для полета данные (сила ветра и скорость) отображались на дисплее. Стоило лишь на мгновение отпустить джойстик, как "Бусел-М" тут же кренился к земле. Чтобы трагедии не случилось, аппарат переключается с ручного управления на режим автопилота или же на полуавтоматику. В последнем случае даже если попытаться сделать мертвую петлю, программа такое нелогичное действие заблокирует и сама удержит дрон в воздухе, выровняв его маршрут по заданным точкам.
"Основной показатель работоспособности беспилотника — это отклонения от линии заданного пути. В нашем случае погрешность где-то плюс минус два метра", — рассказывает собеседник Sputnik.
И в самом деле, даже если бросить штурвал и переключиться на автопилот, дрон проследует строго по заданным координатам и приземлится в назначенном месте.
Экипаж — три человека
В реальных условиях БЛА пилотируют самые настоящие летчики. В Физтехе их называют операторами. Стационарный пульт управления оснащен тремя посадочными местами. За данными на мониторах непрерывно следят оператор беспилотного самолета, оператор целевой нагрузки самолета и командир расчета.
"Пока самолет конструируется в цеху, пилоты оттачивают все действия на тренажере. Один управляет самолетом в воздухе, второй делает фотографии и управляет камерами. Командир расчета следит за действиями операторов и контролирует телеметрическую информацию", — объясняет принцип работы системы заведующий сектором разработки программного обеспечения Куприянов Андрей.
Такой командный пункт является неотъемлемой частью комплекса БЛА, без которого управление невозможно. Сейчас на нем тренируются два оператора — Александр Иванов и Алексей Рублевский. Сами они по образованию технари, окончившие специализированные курсы на базе Белорусской государственной академии авиации.
У каждого аппарата — ручная сборка
В цеху у конструкторов пахнет машинным маслом, пластиком и металлом. Здесь то и дело раздается ритмическое постукивание и треск производственных станков. Тут же, рядом с инженерами находится и главный конструктор — заведующий лаборатории аэродинамики и конструирования летательных аппаратов Рустам Синдаров. Он занимается дистанционно-пилотируемыми аппаратами вот уже 40 лет и вспоминает, как знакомился с первыми еще советскими разработками в военном училище Иркутска в 1985 году.
В большом просторном ангаре красуются свежепокрашенные беспилотники "Бусел-М" и самая новая разработка — "Буревестник", удивляющий своими габаритами и обтекаемой обшивкой. Тут же происходит сборка и компоновка элементов будущего самолета из стекло- и углепластика. За всем процессом следит главный инженер — Андрей Савченко.
"За один рабочей день можно сделать четыре детали для консоли крыла. Изготовление целого планера занимает примерно две недели, если не устанавливать электронику", — рассказал Sputnik Андрей Савченко.
Под его руководством с хирургической точностью готовятся детали. Символично, что каждый стенд подписан, в том числе и на английском. Сделано это для того, чтобы интересующиеся представители других стран могли ознакомиться как с изделием, так и со всеми стадиями его изготовления.
Качество — белорусское, цены — ниже мировых
Программа по разработке белорусских дронов работает вот уже шестой год. На сегодняшний день в ней задействовано 69 специалистов научно-производственного центра "БАК и технологии". Специалисты не скрывают, что белорусские модели БПЛА привлекают внимание потенциальных клиентов, в том числе благодаря своей цене.
Назвать конкретную сумму сложно, ибо это зависит от компоновки дрона. Но можно сказать, что они примерно в два раза дешевле израильских и американских аналогов. А поэтому вполне вероятно, что эти белорусские птички скоро поселятся в далеких от родины краях.