23:21 01 Марта 2021
Прямой эфир
  • USD2.60
  • EUR3.14
  • 100 RUB3.51
Стиль жизни
Получить короткую ссылку
Народный артист Беларуси Александр Тиханович (33)
66511

Народной артист Беларуси, бывший участник ВИА "Верасы" Александр Тиханович уверен: у каждой эпохи есть свои достоинства, но его юность прошла в самое прекрасное из времен.

Светлана Лицкевич, Sputnik.

ВИА "Верасы" свой звездный час пережил в 70-х — начале 80-х, когда после победы на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады попали сразу в высшую лигу. Один из солистов ансамбля Александр Тиханович вспоминает о тех временах охотно и с нескрываемой ностальгией. А как еще можно говорить о времени, на которое пришлась юность?

"Я убежден, что мое детство и юность прошли в самое прекрасное время. Настрадавшись во время войны, наши люди словно пытались воздать друг другу всю ту любовь и тепло, что не получили за годы войны. Тогда люди были куда добрее и человечнее. Потом уже, в конце 70-х стали портиться, когда появились перебои с товарами", — поделился размышлениями народный артист Беларуси.

В 1988-м Тиханович вместе с супругой Ядвигой Поплавской ушли из "Верасов" и, посотрудничав с оркестром Михаила Финберга, стали выступать самостоятельно, назвав дуэт "Счастливый случай", в честь своей популярной песни. Многие годы Александр Тиханович руководит "ЕвроФестом" — национальным отбором на конкурс "Евровидение", а его телевизионный проект "Звездный дилижанс" открыл немало нынешних звезд эстрады.

Вспоминая жизнь в СССР и то, о чем мечталось тогда, Тиханович говорит без пафоса.

Ансамбль Верасы
© Sputnik / Евгений Коктыш
Ансамбль "Верасы"

"Не могу сказать, что у нас были необъятные мечты и наполеоновские планы. Можно сказать, не думали о далеком будущем — жили насущными проблемами. И очень хотели, чтобы наше творчество нравилось. И мы работали изо всех сил. Днями и ночами сидели в филармонии. Она и была нашей "фабрикой звезд". Сейчас все не так — продюсерские центры обеспечивают подготовку исполнителя, вкладывают в него деньги. Раньше все организационные вопросы брало на себя государство. От исполнителя же требовались профессиональная подготовка, образование и участие в творческих конкурсах — тогда это был основной способ о себе заявить", — рассказал он.

По словам Тихановича, со званием лауреата, безусловно, жить становилось легче. Ведь на артиста начинала работать машина государственного шоу-бизнеса того времени. ВИА "Верасы" тоже упорно шел к своей цели, участвовал во всесоюзных конкурсах.

"У нас был яркий пример, высокая планка — ансамбль "Песняры", мы видели, как их жизнь поменялась после конкурса, когда их признали в Москве, в СССР. Мы знали, что эту высоту (Всесоюзный конкурс эстрады — Sputnik) надо взять", — вспомнил он.

Композитор Евгений Глебов на репетиции с эстрадным ансамблем Верасы
© Sputnik / Драчев
Композитор Евгений Глебов на репетиции с эстрадным ансамблем "Верасы"

Они стали лауреатами 5 Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1974 году. На сцене рядом с ними были Алла Пугачева, Ренат Ибрагимов, ВИА "Ариэль" и "Самоцветы". "Мы все там раззнакомились, подружились. Кстати, со многими у нас сохранились добрые отношения и по сей день, а тогда нам повезло — перед нами открылась широкая дорога: радио, телевидение, профессиональные композиторы", — рассказал Тиханович.

Но настоящая минута славы случилась, когда "Верасы" спели свой знаменитый шлягер "Малиновка".

"Нас стали узнавать на улицах, приглашали в "Огоньки" и "Песни года", для нас стали писать песни ведущие авторы. Но самое удачное сотрудничество сложилось с композитором Эдуардом Ханком. Следующая за "Малиновкой" была песня "Я у бабушки живу", потом — "Завiруха", потом с Таничем — "Обломал немало веток", — вспомнил Тиханович.

Впрочем, удачную творческую карьеру Тиханович считает подтверждением того, что в Советском Союзе система "зажигания" звезд была, в общем-то, бесхитростной: "Когда был всего один канал — если ты на него попал, то все — известность тебе обеспечена". По воспоминаниям мэтра, сразу становилось легче в бытовом плане, можно было договориться, чтобы и пластинка побыстрее вышла, предложить себя в какие-то популярные программы, с известными авторами договориться. Людям известным, чего скрывать, в СССР было проще решать вопросы.

А потом была победа на конкурсе "С песней по жизни": "В эту авантюру мы ввязались почти случайно, даже не подозревая, что вместо профессионального жюри, к требованиям которого мы были вполне готовы, нашим судьей окажется вся страна, ведь это был конкурс народных симпатий. Победа в этом конкурсе прибавила нам популярности. Нас любили на телевидении. Мы ведь были ребята дружные, не заносчивые, простые, почти все с высшим образованием — что не часто было в ВИА той поры. Что просили исполнить — мы всегда соглашались, не капризничали. Сколько замечательных людей нам посчастливилось узнать: мы познакомились с Александрой Пахмутовой, Николаем Добронравовым, Оскаром Фельцманом, Марком Фрадкиным, Робертом Рождественским, Яном Френкелем. А какой честью было стоять на одной сцене с Утесовым, с Шульженко!" — Тиханович до сих пор с восторгом вспоминает те времена — вроде бы и не далекие, но с тех пор было столько разных событий, что, кажется, прошла целая жизнь.

"Конечно, во многом нам было проще — локомотив по имени "Песняры" проложил "столбовую" дорогу, о белорусской песне говорили с уважением. Но мы выкладывались по полной. И всегда знали, что только за хороший труд будет вознаграждение. И никаких надежд на "национальные" квоты у нас не было", — признался Тиханович.

А вот человеческие отношения в ту пору, по мнению певца, были куда лучше. Сейчас, по его словам, во главе угла человеческих отношений стоят деньги. А тогда это было далеко не главное.

"Конечно, у "Верасов", как у артистов высшей категории, были достаточно высокие ставки — 11 рублей за концерт, плюс второе отделение — уже 22, плюс совмещение — у меня было ведение концерта и игра на инструменте — 27 рублей за концерт я получал. И оклад 160 рублей — для этого надо было 8 концертов и 8 концертов можно было дополнительно. Т.е. 360 рублей я в месяц мог зарабатывать. Плюс еще съемки, записи пластинок, за которые тоже платили деньги — небольшие, но платили. Этого хватало. Не могу сказать, что мы тогда чувствовали себя более обеспеченными людьми, чем сейчас, но о многих вопросах задумываться не приходилось — мы не тратили деньги на концертные костюмы, на аппаратуру, на запись, на переезд — сейчас это все ложится на карман самого исполнителя", — рассказал Тиханович.

Ансамбли Верасы и Чаровницы
© Sputnik / Евгений Коктыш
Ансамбли "Верасы" и "Чаровницы"

Благодаря Тихоновичу и его продюсерскому центру на эстраде появилось немало звезд — от Руслана Алехно до Дмитрия Колдуна и "IOWA". Но для того, чтобы быть по-настоящему признанным в своей стране, должен произойти своего рода "реэкспорт".

"Есть у нас, белорусов, такая провинциальная черта — эта традиция надежно сохранилась еще со времен СССР — то, что признано у нас — оно еще без знака качества, вроде как. Ну а уж когда звезда подхватывается московскими продюсерами и попадает в российские чарты — все, тогда и мы ее признаем", — вздыхает он.

Рассуждая о том, каким виделось будущее при СССР, каким надеждам суждено было сбыться, а какие так и не оправдались, Тиханович признался, что ни о чем не жалеет. И, наверное, еще раз прошел бы эти 25 лет точно так же.

"Я люблю нынешнее время, мне комфортно в нем. Вот только хотелось бы, чтобы из того времени к нам добавилось немного теплоты и открытости, доброты. Этого сейчас очень не хватает", — сказал на прощание Александр Тиханович. 

Темы:
Народный артист Беларуси Александр Тиханович (33)
Теги:
ВИА "Верасы", Александр Тиханович, Минск

Главные темы

Орбита Sputnik