ВИТЕБСК, 29 июл – Sputnik. Суд Октябрьского района города Витебска начал рассматривать резонансное дело о гибели солдата срочной службы в 103-й бригаде ВДВ, передает Sputnik.
На скамье подсудимых – 18-летний Николай Атрушкевич, который обвиняется по ч. 2 ст. 464 Уголовного кодекса Беларуси (нарушение правил вождения и эксплуатации боевой машины, повлекшее по неосторожности смерть), ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Атрушкевичу вменяют в вину то, что он без приказа командира сел за руль автомобиля, который не был за ним закреплен, завел машину, не убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. В результате МАЗ тронулся, толкнул впереди стоящий грузовик, который придавил его сослуживца. На следующий день солдат от полученных травм скончался в больнице.
Вину военнослужащий признал и в начале заседания предоставил ходатайство от сослуживцев о смягчении наказания, которое суд удовлетворил.
В ходе судебного заседания выяснилось, что часть, в которой служит Николай, 21 апреля текущего года около 22:00 вернулась с учений, прошедших на полигоне "Брестский", на базу, где было решено составить автомобили в несколько колонн на плацу, опечатать их и отправить людей спать.
На следующее утро после бригадного построения командиры взводов и отделений получили приказы и отправились их выполнять. Прежде всего нужно было проверить сохранность автомобилей и разгрузить их. Поскольку техника из взвода, где служит Атрушкевич, находится в парке другого военного городка, солдаты должны были подготовиться к поездке.
"Я заполнял путевой лист, когда ко мне подошел рядовой Прокопчук из моей роты и попросил иголку, которой у меня не оказалось. Поскольку наши автомобили стояли рядом, то я увидел, что он пытается починить форсунку стеклоомывателя, и решил помочь товарищу", – рассказал Атрушкевич.
Прокопчук попросил его сесть в кабину и нажать кнопку включения стеклоомывателя, чтобы проверить, прочищена ли форсунка. Николай нажал на кнопку, но ничего не произошло, тогда Артем попросил "проверить зажигание". Атрушкевич это понял по-своему и повернул ключ зажигания.
У Прокопчука была привычка ставить автомобиль на третью передачу, чтобы машина случайно не тронулась (хотя достаточно ее поставить на ручной тормоз). МАЗ, несмотря на то, что стоял "на ручнике", дважды дернулся вперед, проехал около двух метров и остановился, врезавшись в грузовик, стоящий впереди. Он и придавил их сослуживца.
Когда машина поехала, на бампере находился Прокопчук, который успел спрыгнуть и вскочить на ступеньку МАЗа. Он попытался остановить автомобиль. По словам Атрушкевича, он тоже пробовал прекратить движение грузовика, но и у него ничего не вышло.
После аварии оба рядовых пошли срочно докладывать командиру о ЧП: о том, что они видели, как из-за машины, стоящей впереди, вытащили человека, но подходить не решились, поскольку Атрушкевич испугался, а Прокопчук понял, что там и так собралось много людей.
Не знал, как управлять МАЗом
Несмотря на то, что Атрушкевич перед армией окончил профессионально-технический лицей и получил специальность "Техническая эксплуатация автомобильных и транспортных средств, эксплуатация и ремонт автомобилей, технология сварочных работ", а также права категорий A, B, C и M, как управлять МАЗом, он не знал.
"В лицее я учился вождению на автомобиле ГАЗ 53Б, а в армии меня обучали управлять КрАЗом. За руль МАЗа я сел тогда впервые", – признался он.
Более того, по словам Атрушкевича, опыт вождения КрАЗа на тот момент у него был небольшим – буквально несколько месяцев.
"Главное то, что системы зажигания у МАЗа и КрАЗа разные: мой автомобиль заводится с кнопки и флажка, МАЗ – ключом, который, к тому же, был, как оказалось, повернут на одно деление", – уточнил Атрушкевич.
Прокопчук рассказал суду, что не просил сослуживца поворачивать ключ зажигания, а просто хотел, чтобы тот проверил, есть ли в цепи электричество, а для этого достаточно было посмотреть на приборную панель – горят ли на ней индикаторы. Почему сослуживец повернул ключ, он не знает. В то же время Атрушкевич объяснил: он решил, что сослуживец просит его именно так проверить зажигание.
На вопрос прокурора, почему он не проверил передачу, на которой стоял автомобиль, как требуют этого документы по технике безопасности, Атрушкевич честно ответил, что не придал этому значения.
Без приказа
"Известно ли вам, что на водительском месте закрепленного за вами автомобиля посторонние не имеют права находиться?" – поинтересовался судья у свидетеля Прокопчука.
Тот заявил, что известно. Тогда судья задал следующий логичный вопрос: почему в автомобиле находился посторонний? Прокопчук неуверенно ответил, что попросил товарища о помощи.
"Ведь вы знаете, что это не прихоть командиров, а требования инструкций и устава, и все равно идете на нарушение. Вы же взрослые люди, Родина доверила вам охранять покой, дала в руки оружие! Вы – бойцы элитного подразделения, неужели за вами нужен контроль?! Посадив за руль своего автомобиля постороннего, вы хотя бы поинтересовались, управлял ли он этим автомобилем когда-нибудь? Для чего вы вообще полезли проверять работоспособность форсунок, если перед вами никто не ставил подобной задачи?" – спросил судья у Прокопчука.
Ни на один из поставленных вопросов 18-летний боец ответить не смог.
За него это попытался сделать командир отделения, в котором служит Атрушкевич, объяснив, что солдаты "хотели сделать, как лучше, но не получилось".
Последним свидетелем выступал командир взвода, где служит Атрушкевич. Он охарактеризовал бойца как работящего и отзывчивого молодого человека, который всегда помогал приводить технику в порядок и готовить ее "к полигонам и смотрам". Более того, до инцидента командир хотел предложить рядовому службу по контракту.
Офицер также пояснил, что никакие работы производиться без команды старшего не могут.
"Без приказа водитель не может сесть в свой автомобиль. Кроме того, мы в обязательном порядке проводим инструктажи по правилам техники безопасности. Каждые полгода у нас проходят "дни безопасности", где мы проводим опросы, и лишь после того, как военнослужащий правильно на них ответит, его допускают к вождению", – рассказал командир.
При этом Атрушкевич на всех опросах показал, что правила техники безопасности знает хорошо.
Судья задал офицеру вопрос: почему в таком случае рядовой покинул свой автомобиль, где ему приказано было находиться, сел в чужой, что категорически запрещено, и завел его, не проверив, включена ли передача, что нарушает все инструкции по технике безопасности.
Офицер ответил, что Атрушкевич всегда откликался на просьбы о помощи сослуживцев, и в этой ситуации он просто хотел помочь.
Стоит отметить, что родители погибшего солдата на суде присутствовали и от иска к обвиняемому отказались.