Все дети, спасенные из пещеры на севере Таиланда, были выписаны из больницы 18 июля, спустя неделю после того, как местные спасатели при активной помощи международной команды дайверов успешно вызволили их вместе с тренером из пещеры Тхам Луанг. Sputnik Mundo связался с водолазами, которые принимали участие в операции по спасению, чтобы узнать, в чем заключались ее основные трудности.
Двенадцать подростков из тайской юниорской футбольной команды Wild Boars ("Вепри") и их тренер пропали 23 июня. Поиски начались практически сразу и продолжались 10 дней.
Бен Рейменантс, известный инструктор по дайвингу родом из Бельгии, живет в Таиланде и владеет там собственным бизнесом, связанным с его профессией. Он был одним из самых активных участников спасательной операции.
В интервью Sputnik водолаз рассказал, что основными проблемами были расстояние, которое нужно было преодолеть (около 4 километров вглубь пещеры), и сильные потоки воды.
Изначально, когда их еще не нашли, участники операции думали, что шансы на выживание у детей и их тренера были крайне малы. Спасатели даже ожидали, что некоторые из них уже могли утонуть во время затопления пещеры.
Специалистам потребовалось много времени, чтобы найти то место в пещере, где укрылись дети и их тренер.
К счастью, все 13 человек "оказались живы и в добром здравии", добавил он.
Во время пребывания в пещере дети оставались в спокойном состоянии и не паниковали. В основном это была заслуга тренера, который в прошлом был буддистским монахом. Чтобы сохранить позитивный настрой у детей, он медитировал с ними.
Затем началась дискуссия по поводу того, каким образом выводить детей и их тренера из заточения.
Тайские власти не исключали возможности того, что детям и их тренеру придется провести внутри пещеры несколько месяцев до тех пор, пока не закончится сезон дождей.
"Неизвестно сколько бы детей выжили, если бы им пришлось остаться там на три или четыре месяца в узком пространстве. Врачи, с которыми я общался ежедневно, были категорически против такого варианта. В частности, дети могли заболеть или подхватить какую-нибудь инфекцию", — сказал Рейменантс.
По его словам, если бы дети подхватили инфекцию — это было бы самым крайним вариантом.
"В таком случае нам бы пришлось оставить с ними несколько врачей и достаточное количество еды. Однако они бы оказались отрезаны от нас. Не было никакой связи, и, если бы случилось что-то, помощь не смогла бы прийти вовремя", — добавил он.
Собеседник отметил, что ожидались сильные дожди, и вода могла заполнить всю систему пещер в той местности, поэтому спасателям пришлось действовать максимально быстро. В результате операция была проведена сразу.
Во время извлечения из пещеры детям дали препараты с легким седативным эффектом, вследствие чего они спали большую часть того времени, что их извлекали из заточения.
Рейменантс также дал совет людям, как избежать подобной ситуации.
"Прежде чем вы отправитесь внутрь пещеры, убедитесь, что с вами есть гид, который хорошо ее знает. Также нужно заранее предупредить кого-то о том, что вы собираетесь в пещеру. Нужно иметь с собой все нужное оборудование, освещение, еду и воду. Нужно заранее посмотреть погоду. Если существует опасность, не входите в пещеру", — отметил он.
Дайвер также рассказал, что для него лично значит участие в операции.
"Всегда приятно видеть положительный результат. Я был всего лишь малой частью в громадной операции, в которой участвовали 10 тысяч человек. Каждый сыграл очень важную роль. Я не герой. Тайские морские котики, которые работали, не имея опыта таких операций в пещерах, и тот тайский водолаз, что погиб во время операции (Саман Кунан) — это и есть настоящие герои", — заключил собеседник агентства.
Как рассказывает датский дайвер Иван Караджич (Ivan Karadzic), во время своего пребывания в пещере ему пришлось преодолеть много физических испытаний.
Чтобы добраться до детей, дайверам приходилось плыть по пещере в течение 90 минут, периодически взбираясь вверх и спускаясь вниз в полной экипировке. Ситуация осложнялась тем, что на пути им встречались очень узкие проходы.
Общения между детьми и дайверами было мало, так как на спасаемых были надеты полнолицевые маски — спасатели только подбадривали детей.
Караджич также вспомнил момент, когда из пещеры вынесли первого ребенка.
"Первого из детей вынесла другая команда дайверов, однако я не знал, жив он или нет", — вспоминает водолаз.
Караджич понял, что все в порядке, когда увидел мальчика с более близкого расстояния.
Как объясняет сам собеседник, он вызвался помочь в операции по вызволению детей из пещеры, потому что он был одним из немногих людей в Таиланде, у которых имелся достаточный опыт для участия в ней.
Он также рассказал, что, когда его родственники узнали о том, что он участвует в спасении детей, они почувствовали большую гордость за него.
"Я понял, что могу внести свой вклад, и именно поэтому добровольно вызвался помочь", — отметил Караджич.
Среди членов многонациональной команды спасателей оказался украинский дайвер Максим Полежака. В комментарии Sputnik водолаз рассказал о сложностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе проведения операции по вызволению тайских детей.
"[Было] очень сложно. Много факторов. Мы не знали где они, как далеко могли уйти, живы ли вообще. Поиск был сильно затруднен мутной водой, сильным течением и отсутствием каких-либо ориентиров. Однако дело сдвинулось с мертвой точки, когда мы начали устанавливать стационарный канат", — рассказал дайвер.
Полежака пояснил, что решение тайских властей обратиться за помощью к иностранным дайверам было обусловлено спецификой операции. Тайские военные и спасатели не владели техникой погружения в пещеры в подобных условиях, добавил он.
Спасательная операция была реализована в три этапа: поиск, подготовка к эвакуации и вывод. При этом использовалось большое количество различного оборудования, рассказал собеседник агентства.
"Пещерные дайверы привозили каждый свое оборудование. Это были ребризеры разных конфигураций, специфические для пещер подвесные системы для баллонов, а также полнолицевые маски. В то же время тайские военные и спасатели использовали свое стандартное оборудование", — отметил он.
Также участник операции объяснил, возможно ли было вызволить детей без помощи дайверов.
"Путь до детей нелегко было проделать даже опытному пещернику в отличной физической форме и с новейшим оборудованием. Обучение занимает годы тренировок и требует сотен погружений в десятках разных пещер. Так что об обучении дайвингу детей и их выходу самостоятельно не могло быть и речи", — отметил он.
В результате был выбран оптимальный способ транспортировки, при котором каждый ребенок эвакуировался на носилках в сопровождении двух водолазов — ведущего и замыкающего.
"Для меня лично большая честь участвовать в этой операции вместе с тайскими морскими котиками, спасателями [из разных стран]. Результатом сплоченной работы стали спасенные дети и их тренер", — подчеркнул Полежака.