МИНСК, 23 ноя — Sputnik. Ошмянские таможенники, которые обвиняются в организации широкомасштабной схемы уклонения от уплаты таможенных платежей в пункте пропуска "Каменный Лог", начали давать показания в суде, передает корреспондент Sputnik в среду из зала суда Партизанского района Минска.
"Ценник" варьировался в зависимости от груза
Данный судебный процесс, который начался 18 ноября, проходит в Доме правосудия, обвиняемыми проходят 11 бывших сотрудников Ошмянской таможни. Также в еще двух районных судах Минска — Октябрьском и Фрунзенском — рассматриваются аналогичные уголовные дела, по которым проходят 11 и 12 бывших сотрудников Ошмянской таможни.
Как следует из материалов уголовного дела, через Ошмянскую таможню преступной группой таможенников без уплаты таможенных платежей было пропущено более трех тысяч большегрузов. Размеры взяток, которые брали таможенники, варьировались от 110 до 750 долларов США — в зависимости от перевозимого груза: к примеру, за фуру цветов таможенникам платили в среднем 250 долларов.
"Вопроса "За что?" я не задавал"
В Партизанском суде первым начал давать показания обвиняемый Александр Лапейко, который работал старшим инспектором на таможенном пункте пропуска "Каменный Лог". В его обязанности входило оформление грузовых и легковых автомобилей, выдача разрешений на таможенный транзит.
Отвечая на вопросы прокурора, он сообщил, что работает на таможне с 1996 года. Свою вину он признал частично, в части получения взяток, но не признал, что состоял в организованной преступной группе. Он, а также еще 5 обвиняемых, находятся под домашним арестом.
Отвечая на вопросы прокурора, он сообщил, что за несколько лет получил "где-то 6 — 6,5 тысяч долларов, до 7 тысяч, но это не 9 тысяч, как указано в обвинении".
По его словам, деньги ему передавал начальник отдела таможенного поста Игорь Высоцкий (его будут судить в составе другой группы обвиняемых — Sputnik).
На просьбу гособвинителя рассказать, как это случилось первый раз, обвиняемый сказал: "Просто передал в комнате приема пищи на въезде грузового транспорта на "Каменном Логе". В помещении тогда никто не присутствовал. Не помню, сколько, но помню, что это были доллары. Он мне ничего не пояснял. Вопрос "За что?" я не задавал, он быстро передал и ушел".
Деньги всегда предавались в конце смены
На вопрос прокурора, по какой причине он принял доллары, обвиняемый сказал, что не может объяснить. Сообщил, что получал доллары раз в месяц или полтора, это были суммы от 100 до 300 долларов США, всегда передавались суммы в месте приема пищи на въезде грузового транспорта на "Каменном Логе".
Прокурор поинтересовался, когда подсудимый начал понимать, за что получает от начальства доллары, обвиняемый сказал: "Наши инспектора стали разговаривать о том, что деньги дают за то, чтобы оформляли фуры".
"Никогда не говорилось о том, что это за деньги. Но я думал, что это — за оформление автомобилей с цветами", — пояснил бывший таможенник.
Обвиняемый признался, что и сам передавал сотрудникам таможни "Каменного лога" доллары. По его словам, на бумаге были написаны номера печатей инспекторов либо первые буквы их фамилий, а также суммы, которые нужно передать. Обвиняемый сообщил, что понимал, что нельзя на таможне передавать такие суммы денег, но все равно передавал. Деньги всегда передавались в конце 12-часовой рабочей смены.
На вопрос о том, на что тратил полученные доллары, он пояснил, что у него "семья, трое детей, в семье — инвалид, нужны были лекарства".
Последняя сумма, которую передавали для распределения между другими сотрудниками Ошмянской таможни, была, по словам обвиняемого, совсем небольшой — от 50 до 150 долларов. Было это незадолго до его увольнения, в апреле 2015 года.
Путает след
Прокурор заявил ходатайство о том, чтобы огласили показания обвиняемого на стадии предварительного расследования в связи противоречиями в тех показаниях, и нынешних, данных сегодня в суде.
Раньше он давал показания, что не получал денег от своих начальников за ускоренный и беспрепятственный пропуск фур с цветами через пункт пропуска "Каменный Лог".
Он заявил, что не поддерживает показания, данные им на стадии предварительного расследования, а их давал потому что "боялся за себя и свою семью, боялся привлечения к ответственности".
Александр Лапейко находился под стражей с апреля по сентябрь 2015 года, потом был отпущен под домашний арест. В ходе допроса в суде ему активно задают вопросы обвиняемые, находящиеся под стражей. Их вопросы в основном касаются того, почему он назвал именно четыре фамилии коллег, которым передавал деньги. Практически на все вопросы он отвечает, что не помнит.