Антон Климко, Sputnik.
Почти полгода на знаменитом танке-памятнике, который стоит на высоком постаменте в центре Гродно, нет левой фары. Тревогу забил местный житель Андрей Гуменный, который первым обнаружил недостающую деталь. Он решил написать заявление в милицию.
Чтобы снять фару, нужно залезть на 6-метровый постамент
Каждый раз, проезжая мимо площади Советской, Андрей Гуменный обращает внимание на боевую машину с номером 200. Интерес к легендарному Т-34-85 не случаен: мужчина коллекционирует копии известных танков, поэтому досконально знает все детали машины, установленной на пьедестале. Сейчас, если внимательно посмотреть на танк, то можно увидеть: вместо одной из фар зияет пустая дыра.
"Последний раз все фары были на месте. Видел перед 9 мая. А потом одна из них — левая, противотуманная, исчезла. Естественно, я подумал, что ее забрали на реставрацию. Но прошло вот уже почти полгода, а ее все нет. Не странно ли?" — говорит Андрей Гуменный.
Гродненец работает строителем. Но в детстве, как и многие сверстники, мечтал стать танкистом. А боевые машины для него — только хобби. Он точно знает: чтобы реконструировать гусеничный танк, нужно работать с тонким сверлом, диаметром меньше иголки. Как говорит наш герой, даже без такого инструмента забраться на постамент и не вызвать подозрения у окружающих сложно. Ведь гродненский Т-34 стоит на высоте не менее 6 метров.
Кто собственник памятника и отвечает за его сохранность, мужчина не знал, поэтому изначально обратился в редакцию Sputnik. Мы же, понимая всю масштабность пропажи, посоветовали написать заявление в милицию.
В Ленинский РОВД по улице Дубко, 5 мы направились вместе с мужчиной и решили посмотреть, как сотрудники милиции воспримут такое необычное заявление не от собственника памятника, а обычного горожанина. О том, что мужчина пришел с журналистом, никто не знал.
Как нас встретили в милиции
В понедельник, 17 октября, после обеда в здании Ленинского РОВД немноголюдно. У входа сотрудник милиции сразу поинтересовался, по какому мы поводу.
— Здравствуйте, нам нужно написать заявление. Оно немного необычное.
— По поводу чего?
— Кража.
— Необычная кража?
— Фару на танке, который стоит на Советской площади, украли.
Сотрудник милиции немного удивился, но спокойно продолжил расспрашивать подробности:
— Как его обокрали?
— С левой стороны фары нет. Она особая — противотуманная, сняли всю оболочку вместе с фарой.
— Всю фару или саму оболочку?
— Саму оболочку. Некрасиво, ведь такой памятник.
— Некрасиво с моральной точки зрения. Хорошо, пишите заявление, вопрос только, в какой период. Когда последний раз фару видели?
— Последний раз, наверное, в мае.
— Вам заявление нужно для какой-то отчетности?
— Вообще хотелось, чтобы наши местные власти привели памятник в должный вид. Ведь кто-то готовил памятник к 9 Мая, занимался покраской, тому подобное. Обычному человеку залезть на такую высоту нереально.
— Там рядом видеокамера стоит. Хотя… если это было в мае… Запись хранится максимум месяц. Хорошо, присядьте, напишите заявление.
Сотрудник милиции передал просьбу о заявлении через стекло в соседнем кабинете. Коллеги, услышав, что "пропала фара на танке", переспросили, на каком танке. В кабинете послышались удивленные голоса.
— Откуда вы узнали, что фара исчезла? Какое имеете отношение к этому танку?
— Я коллекционирую уменьшенные копии. Разумеется, когда проезжаю или прохожу мимо, обращаю внимание. Этот танк считается одним из лучших времен Второй мировой войны.
— Но, возможно, ее сняли на реставрацию.
— Она отсутствует на протяжении нескольких месяцев.
— Почему вы тогда раньше не обратились?
— Так бывает, работаешь-работаешь… Вначале подумал, что взяли на реставрацию, но тут столько времени прошло.
"Был уверен, что заявление примут, ведь это такой памятник!"
Из соседнего кабинета подошел уже другой сотрудник милиции и пригласил в свой кабинет. Уже там начал расспрашивать более подробно: какая фара, в каком месте. Андрей предложил изобразить на бумаге — сам корпус фары остался, а металлической черной оболочки нет. Сотрудник милиции все сказанное зафиксировал в объяснительной. Андрей написал заявление. В милиции пообещали дать письменный ответ в течение 15 дней, но если будут нужны запросы, то придется ждать месяц.
Уже выйдя из здания, мужчина признался: был уверен, что заявление примут — все-таки танк-памятник очень важен для города. Рассуждая по поводу исчезновения, не исключает кражу: фара представляет определенную ценность для заинтересованных людей.
Фара могла заинтересовать коллекционеров или байкеров
"Любая деталь интересна для тех, кто занимается реставрацией танков. Есть определенные реставрационные мастерские. В одном из документальных фильмов рассказывалось, как один танк пробыл на глубине болота почти пятьдесят лет и недавно его оттуда вытащили. Естественно, чтобы его восстановить, нужны целостные детали. Обычно собирают детали из разных фрагментов танков, а сама реставрация длится довольно долго. По другой из версий, фара может заинтересовать байкеров для украшения личных военных мотоциклов", — говорит Гуменный.
Мужчина подчеркивает: танк на Советской сохранился в отличном состоянии, и есть другие детали, которые наравне с фарой представляют ценность. Он уверен, что любой коллекционер, который занимается танками в натуральную величину, "выкупил" бы боевую машину с площади Советской с большим удовольствием. Согласно техническому описанию, в данной модели Т-34-85 должны быть сохранены призменные приборы наблюдения. Но остались ли они на месте — вопрос. Ведь увидеть их снизу невозможно.
В ЖКХ пообещали разобраться
В секторе культуры отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского горисполкома отметили, что балансосодержателем является городское ЖКХ. Заместитель генерального директора городского ЖКХ Виктор Бурдей пообещал разобраться в этой ситуации в ближайшее время. Судя по всему, он впервые услышал о пропаже фары.
Справка
Танк-памятник был установлен на Советской площади 23 февраля 1968 года в честь подвига 2-ого и 3-ого Белорусских фронтов, освободивших Гродно 24 июля 1944 года. Сам же танк Т-34-85 появился в Красной Армии в конце 1943 года и считался одной из мощных военных машин, способной решать весь спектр боевых задач — от разведки и сопровождения пехоты до борьбы с танками противника. Семь красных звездочек на броне означают количестве подбитых машин противника.